Зрители будут изрядно удивлены изменениям, произошедшим с Большим залом Центрального Дома актёра: помимо стационарной сцены, в зале оборудуют площадку-трансформер, а брутальные кирпичные стены отныне не будет скрывать декоративная плитка. Строительные работы несколько затянулись и долгожданное открытие теперь запланировано на февраль 2018 года.
Пару слов об истории. В 1937 году по инициативе театрального деятеля Александра Эскина у московских актёров появился свой дом – творческий клуб для неформального общения служителей Мельпомены. Располагался он на улице Горького, 16. С 1964 года Центральный Дом актёра носит имя актрисы Малого театра и педагога Александры Яблочкиной. После пожара, уничтожившего дореволюционное здание, ЦДА получил прописку на Старом Арбате.
«Дом с рыцарями» был построен в 1913 году и принадлежал купчихе Анне Филатовой. После революции в нём обустроили коммунальные квартиры. Первый этаж занимали магазины, до войны Арбатский Мосторг, а в начале шестидесятых в центральной части здания обосновался ювелирный магазин «Самоцветы», а по углам сберкасса и кафе-мороженое.
После некоторой перепланировки в старинный дом вселилось Министерство культуры СССР. Тогда был перекрыт внутренний двор с обустройством в нём министерского конференц-зала. Переезд ЦДА произошёл в 1991 году после упразднения советского ведомства.
Рассказывает Александр Жигалкин, директор-распорядитель Центрального Дома актёра, режиссёр, драматург, продюсер:
Восемьдесят лет назад Дом актёра был создан как клуб по интересам для общения актёров, режиссёров, художников, людей театра. Со временем он превратился в серьёзное общественно-социальное явление. Сегодня Региональный общественный фонд помощи театральным деятелям «Центральный дом актера им.А.А.Яблочкиной» помогает и ветеранам, и творческой молодёжи. Бывает, что некоторые выпускники театральных институтов по каким-то причинам не могут найти работу в театре, но у них имеется огромное желание создавать новые, интересные проекты, – в Доме актёра они могут реализовать свои творческие эксперименты. В Доме постоянно идут репетиции, читаются пьесы, выпускаются спектакли. Любить и помогать – основное предназначение нашего Дома.
Здесь порой на сцене собираются такие составы артистов, которые нигде и никогда невозможно повторить. Мы проводим уникальные мероприятия и в этом главное отличие Центрального Дома актёра от других концертных и театральных площадок.
Реконструкция Большого зала вызвана желанием создать в Доме актёра хорошо оборудованную сценическую площадку, позволяющую проводить все наши мероприятия – и спектакли, и творческие вечера, и знаменитые капустники, с современными техническими возможностями, чтобы и зрителям в зале, и артистам на сцене было комфортно.
Это здание было построено более ста лет назад как доходный дом, с 1975 г.в нем располагалось Министерство культуры СССР. Собственно, театрального зала и не было, было просто помещение для конференций и собраний.
И это помещение не являлось частью этого здания, это переоборудованный внутренний двор. Соответственно, стены были облицованы мрамором, как принято в советских учреждениях. В ходе реконструкции мы дошли до замечательной кирпичной кладки и решили оставить ее в таком виде с минимальным декором. Зрители увидят старинные кирпичные стены, эти прекрасные плавные линии. Столетняя архитектура станет частью нашего арт-пространства, нашей обновлённой сцены. Для реставрации кладки специально покупали старый кирпич, чтобы стена выглядела однородно.
Часть площадки займёт стационарная сцена, а остальное пространство заполнят заказанные в Германии станки, которые будет возможно выставлять на разных уровнях. Конструкция сможет реализовать семь трансформаций пространства.
При заливке пола мы заложили капсулу с обращением к будущим поколениям, и когда лет через сто эту сцену будут вновь реконструировать, вскроют пол и найдут письмо с подписями великих Народных артистов. В письме оставили автографы мастера современного театра Александр Ширвиндт, Марк Захаров, Олег Табаков, Фёдор Добноравов, Сергей Маковецкий, Николай Цискаридзе, Игорь Золотовицкий и другие.
Мы планировали открыть эту сцену в ноябре 2017 года, но строительство – дело непредсказуемое. Теперь намечаем завершить отделочные работы к концу года и открыть Большой зал 14 февраля концертом или капустником, в день рождения Дома, это должно стать громким событием. Все ждут этого открытия, у Дома актера уже два года нет своей большой площадки, и даже свое 80-летие мы отмечали в Театре имени Вахтангова.
Об одном из антрепризных спектаклей на Малой сцене Центрального Дома актёра – «Фауст» – рассказывает Мартин Герохинович, исполнитель роли Мефистофеля: «Над спектаклем мы работали в соавторстве, в тандеме, – поднимаясь по ступенькам, как скалолазы: сначала один забивает крюк, поднимает товарища, потом другой. До самого Эвереста вряд ли, но до какого-то склона мы дошли. Поначалу планировалась компиляция из древних легенд, поверий про Фауста и Мефистофеля, потом вышли на Кристофера Марло, Томаса Манна, Гёте… В итоге остался только Гёте, но всё остальное легло в фундамент ощущения этого спектакля, нашей игры. Почему именно «Фауст»? Он очень современный и, как ни парадоксально, здесь очень много юмора. Из дневников Гёте: «Мефистофель слишком смешон, чтобы быть страшным». И сам Мефистофель говорит: «У меня характер от природы добрый». Ну вот работа такая у него, назначили его творить неразумное по приказу.
Этот материал из разряда вечного и, если в него попадаешь и достигаешь его уровня мышления, – можно говорить с вечностью, а не с этим временем, предыдущим или будущим. «Всё в мире изменил прогресс. Как быть? Меняется и бес». У вас компьютеры? Ну и мы тоже не стоим на месте. Все почему-то представляют, что он с рогами и крыльями. А рогов нет, хвоста нет, копыт нет. Дьявол Богу говорит: «Там беспросветный мрак, всё так плохо, что я их уже не трогаю – люди сами себя уничтожают». Это такая ирония жуткая. Разве это не современно? За полтора часа мы постарались вывести все основные сцены, прямо сгусток.
В каждом человеке проявляется и божественное начало, и бесовское. Всё время человек стоит перед выбором – созидать или разрушать. В ХХ веке самые яркие бесы были Сталин и Гитлер. И сейчас в мире очень много бесовских проявлений в политике и экономике. Ведь это Дьявол у Гёте придумал деньги: «Мы придумаем бумажки и скажем, вот это наша валюта. А когда что, мы их можем обесценить». Человеческая природа со времён Адама не меняется – технологии меняются, а человек остаётся таким же».
Мартин Герохинович, Эрик Дасни, Артём Серов придумали этот спектакль в 2014 году, в середине второго курса «Щуки», и уже после первых показов преподавателям постановка вошла в репертуар.
Рубрика: Разное. Метки: реконструкция, театр, ЦДА.