Можно сказать, дожили, и ста лет не прошло… Дожили до того времени, когда можно уже в каком-то роде немного выдохнуть и даже местами без боязни рассыпать смех.
В преддверии юбилейной революционной даты 25-летний Александр Молочников, представитель «непоротого поколения 90-х», на сцене МХТ поставил спектакль «Светлый путь». Масштабную по декорациям постановку, которая двумя с половиной часами действия охватывает 20 страшных лет пост-революционной России-матушки, можно назвать своего рода политическим вызовом, хотя на пресс-конференции режиссер убеждал, что это «утопическая сказка, всё придумано, все факты выложены в интернете, нет политики». Несмотря на эти заявления, не покидало ощущение, что сказанное необходимо для маскировки смелого и дерзкого спектакля и похоже на словесное прикрытие до сих пор больной и чрезвычайно актуальной для всего нашего общества темы.
Думаю, зритель будет ошеломлен увиденным: ведь еще недавно, в ноябре, под красными кумачами маршировали многолюдные колонны. Боюсь, что многие будут шокированы и отсутствием ставшей привычной условной игры в политес с пропагандистскими клише, забитыми пролетарской кувалдой в генную память.
Что же произошло в октябре 1917 – революция, государственный переворот или чудовищный, адский эксперимент над страной и людьми? Как люди могли позволить так цинично манипулировать собой, легко поддаться дурману словоблудия, массовому психозу и гипнотическому самообману? Как могли жить в тотальной лжи? Зачем сотворили себе кумиров? Когда и как позволили создать безжалостное государство-молох, в топку которого полетели все: вожди и ведомые, убийцы и их жертвы? Даст ли вам спектакль ответы – решать предстоит самим.
Гражданская война. Взятие Зимнего. Большевики, белогвардейцы, эсеры, юнкера и прочие.
Декрет о мире, о земле и свободной любви.
Раскулачивание, террор, репрессии.
Платоновский Чевенгур – инопланетное место, в котором чевенгурцы питаются лучами коммунистического солнца, вспарывают животы кулакам, но так зерна и не находят.
Обо всем подробно, детально сфокусировано, ничего не обойдено вниманием!
А может, так и надо, о трагичном – легко, безлично, шаржевыми штрихами, с элементами клоунады, с мейерхольдовским максимализмом? Воздействовать на зрительское сознание с доступной утончённой простотой советского символического плакатного языка, чтобы не позволить зрителю погрузиться в серьёзность. Пусть будет утопический сон! Пусть будет советская народная сказка! Да здравствуют аллегория и эзопов язык!
Мягкие сглаженные углы и карикатурность персонажей ничуть не мешают воспринимать абсурд, позволяют отвлеченно посмотреть со стороны и увидеть, какими примитивными способами изобретатели коммунистического опиума для народа дурманили сознание людей.
Владимир Ильич Ленин в красных революционных носках, Наденька Крупская с топором, Вельзевул-Троцкий. Главный герой, собирательный образ русского мужика, Макар – человек-машина, он же плотник, печник, шахтер. У него вырывают живое теплое человеческое сердце и вставляют железное. Был человек – стал машина. Машинам не положено чувствовать, сострадать, жалеть. Машинами можно управлять. Так рождается новый коммунистический человек.
В спектакле использована кинонарезка из самых известных и насквозь пропагандистских фильмов: пробегут рабочие с винтовками по залам Зимнего дворца, Владимир Ильич сердечно порекомендует расстрелять всех помещиков, пролетит на железных крыльях гимнаст из «Цирка» и ковер-самолет с пионером и Стариком Хоттабычем. Закономерность прослеживается – чем веселее песни, тем хуже живется народу.
На сцене полная всеобъемлющая картина царства утопических идей! Речи Ленина напоминают выступление пелевинского Чапаева перед ткачами. Новая власть обильно кормит лозунгами, которыми, как известно, сыт не будешь. Взывает к низменным инстинктам, отменяет мораль, погружает в болотные испарения пустопорожнего красноречия. Постоянно обещает небылицы – землю крестьянам, фабрики рабочим, сметану из облаков голодным. И люди верят! Один человек сказал, что бога нет, миллионы поверили и заменили иконы портретами отца Владимира и отца Иосифа.
«Какая твоя мечта?» – спрашивает поэт соседа, гражданина нового общества. «Фью, да чтоб ты – сдох, а твоя комната мне досталась!», – отвечает строитель коммунизма.
Символично, что в спектакле звучат два женских имени – Вера и Надежда, а вот Любви нет. В/вера незаметно станет Веркой, а Н/надежда Надькой.
Мало того, что зрители увидят в главных ролях своих любимых актеров – Игоря Верника, Ирину Пегову, Викторию Исакову, Ингу Оболдину и познакомятся с молодыми яркими Артемом Быстровым, Паулиной Андреевой, Артемом Соколовым, Алексеем Вертковым и многими другими, они убедятся в отточенном филигранном актерском мастерстве каждого!
Безупречно и изящно Артем Быстров (Макар) и Виктория Исакова (Вера) сыграли любовь неграмотного представителя пролетариата и балерины. Игорь Верник будет один, но в двух лицах, в роли двух красных вождей – отца Владимира, Ленина и отца Иосифа, Сталина. Внешне не похож, но че’товски убедителен! Крупскую играют две актрисы (разные составы). Ирина Пегова украсила свою героиню женственной комичной обаятельностью, а Инга Оболдина наоборот показала её андрогином, с полной атрофией всех качеств, присущих женскому полу. Паулина Андреева предстала в образе женщины-машины по имени Александра (праобраз Коллонтай), ответственной за вопросы свободной любви.
За событиями в спектакле следишь напряженно, скучать некогда, и напряжение не спадает к финалу.
Непонятно – окончен ли эксперимент над страной или ещё продолжается?…
Спектакль не имеет строго выдержанного финала, такое ощущение, что он обрывается, точка не поставлена.
Режиссер Александр Молочников говорит, что нет однозначной истины об этом времени, слишком много разных взглядов. Можно с этим согласиться, а можно и нет. Но, несомненно, одно – «Светлый путь» ожидает заслуженный успех, а Молочников однозначно талантливый многообещающий молодой режиссер. Он поставил «19.14» о Первой Мировой войне, «19.17. Светлый путь» о Революции-Перевороте, теперь ждем обещанного спектакля «19.92» – в названии которого спрятан год рождения Александра.
Рубрика: Культура. Метки: премьера, МХТ имени Чехова.