21 января 2018 года на сцене Государственного Театра Наций состоялся показ спектакля «Живые картины». Еще одно название спектакля — Anima Chroma, что в переводе означает «Цветная душа». Проект реализован Центром творческих проектов «Инклюзион» и студией А.К. Петрова при содействии Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» в партнерстве с Фондом поддержки и развития филантропии «КАФ». Автор сценария и главный художник спектакля: Дмитрий Петров. Режиссеры-постановщики: Дмитрий Петров и Альберт Рудницкий. Автор и продюсер проекта: Виктория Виолло-Авдеева.
Сложно одним словом определить жанр спектакля. То, что происходит на сцене, — танец. То, что происходит вокруг, — пространство, заполненное игрой света и музыки. То, что происходит на заднем плане, — анимация, оживающие картины. Из этих трех частей состоит действие, которое осознает зритель. Слово «осознает» — ключевое в данном процессе. Просто смотреть этот спектакль мало. Его нужно ощущать на нескольких уровнях. Помимо основных чувств — «видеть» и «слышать» — придется включить ощущения, которые редко используются нами в повседневной жизни, так как мы, в большинстве своем, видим и слышим. Из семи артистов, занятых в спектакле, видят и слышат только трое.
Святые люди говорят, что если у человека по каким-либо причинам нет зрения телесного, у него открывается зрение духовное. Со слухом та же история. Мы не знаем, как именно воспринимает мир человек без зрения и слуха, но известно, что он видит и слышит то, что не видим и не слышим мы. И это не безумие, а особая реальность живой души в отсутствии отвлекающих факторов. Абсолютно слепые и глухие люди танцуют, играют и чувствуют так, как это делают дети, находящиеся пока еще вне искусственных рамок «можно» и «нельзя», «плохо» и «хорошо», «красиво» и «некрасиво». Люди из другой реальности переносят свой мир на сцену и дают возможность зрителю побыть в нем вместе с ними. На внешнем плане — зрячие актеры водят в танце за руки незрячих. На внутреннем плане — незрячие люди водят за руки тех, кто уверен в том, что все видит.
Анимационный ряд спектакля начинается Черным Квадратом и, проходя через несколько картин разных художников, заканчивается фигурой Спасителя. Творец создает из ничего все — любые формы материи — и приводит их в итоге к Себе, как к истоку всего сущего. Круг замыкается.
Конечно, отзыв о спектакле — это не самое подходящее место для рассуждения о божественном. И, поверьте, я не стала бы этого делать, если бы не увидела, как на сцене Театра Наций, люди, лишенные возможности видеть и слышать, учили зрячих и слышащих верить, надеяться и любить.
Рубрика: Культура. Метки: актеры, спектакль, танец.