07.02.2018 20:55

«POSLE»: арт-терапия расставаний

В феврале Центр им. Мейерхольда представил необычную премьеру: интерактивный спектакль «POSLE» режиссёра Елены Ненашевой. Он проходит в старой московской квартире, посетить которую одновременно могут только семь человек. Не совсем зрителей, а скорее полноправных участников действия.


Источник фото

В квартире семь комнат, и за каждой дверью — повод с новой стороны изучить тему расставания. Что бы вы почувствовали, если бы узнали об измене любимого или любимой? Как бы вели себя с тем, кто не хочет вас отпустить? Степень погружения в предлагаемые обстоятельства полностью зависит от человека: можно активно включаться во взаимодействие, а можно наблюдать за происходящим и своими реакциями со стороны. В итоге каждый пришедший видит собственную версию спектакля — в той или степени про самого себя.


Источник фото

Режиссёр Елена Ненашева определяет жанр «POSLE» как «арт-терапию». Это не первый спектакль в ЦИМе, размывающий привычную границу между актёрами и аудиторией. Уже больше года на его сцене успешно идёт спектакль «Совместные переживания», созданный режиссером Викой Приваловой и драматургом Евгением Казачковым. Во время спектакля актёры сидят среди зрителей на стульях, расставленных по спирали, и сразу догадаться, кто есть кто, нелегко, да и не нужно. В этом кругу у любого желающего есть возможность поделиться историей своей первой любви.

«Совместные переживания» исследуют тему зарождения чувства, «POSLE» — его завершения. Вместе они составляют своеобразный диптих о любви и отношениях. Но если спектакль Приваловой устроен как групповой, коллективный опыт, то в мир «POSLE» каждый погружается в одиночку.


Источник фото

При таком тесном, интимном взаимодействии со зрителями главная актёрская задача, по-видимому, не в том, чтобы убедительно отыграть свою роль (хотя все тексты написаны заранее петербургским драматургом Анастасией Букреевой), а в том, чтобы установить с ними настоящий, человеческий контакт. Несмотря на то что некоторые ситуации отсылают к психологически экстремальным, болезненным переживаниям, актёрам удаётся создать безопасное пространство и чутко реагировать на эмоции и поведение участников.

И когда приходит время покинуть комнату и двинуться дальше (а оно, как это часто бывает и в жизни, наступает слишком скоро), расставание проходит максимально бережно и этично.

Текст: Диана Янбарисова

Рубрика: Культура. Метка: арт.

Другие публикации