07.04.2018 18:06

Кто не знал любви – всё равно, что не жил

Текст и фото: Евгений Чесноков

Театр имени Маяковского представляет «Донжуана» – этот спектакль поставлен по классике Мольера, но действие пьесы перенесено в наши дни. Режиссёр Анатолий Шульев увидел в главном персонаже не только героя-любовника, но селебрити, который везде мелькает, он всегда на виду, но при этом страдает от одиночества.

Анатолий Шульев, режиссёр:

«Ни положительных, ни отрицательных героев нет, в каждой ситуации персонажи ведут себя по-разному. Так получается, что Донжуан говорит много правдивых вещей, когда многие стараются избегать правды и примиряются с несправедливостью мира. Он обаятельный человек. Я пытался разобраться в психологии героя, чего Донжуану не хватает, раз он постоянно гоняется за женщинами. У него строгий отец, мать сбежала с любовником, а он сам из-за кулис подсматривал, как живут театральные люди. И всю жизнь пытается доказать свою нужность. Я попытался понять, кем сейчас может быть Донжуан, и решил, что просто герой-любовник это недостаточно. В спектакле он селебрити, мелькающий повсюду, завладевающий умами и сердцами молодых людей, он талантлив, прекрасно поёт. Тусовки — это часть нашей театральной жизни. Такая трактовка не противоречит основному посылу Мольера. Автор пьесы шутя говорит о важных вещах, он столько себя, своих мыслей и эмоций вложил в эту пьесу после запрещения «Тартюфа». Я не переписывал Мольера, в нескольких местах только заменил «дворянин» на «знаменитость» и мистические события, связанные с Командором, несколько отошли на второй план».

Режиссёр Анатолий Шульев уже работал с вахтанговцем Эльдаром Трамовым в спектакле «Король умирает» и пригласил актёра на главную роль. Эльдар Трамов, исполнитель роли Донжуана:
«Мольер – большой хитрюга, он дал Донжуану те слова, которые хотел сказать в запрещённом «Тартюфе». Наш Донжуан очень узнаваемый, это тот человек, который всё время на виду. Но мне нелегко с ним было, он пожирал меня. Я понял, что это очень трагичная судьба и я сострадал его одиночеству, сострадал отсутствию любви. Для себя я решил, что в пьесе его никто не любит, Эльвира требует, папа не хочет ему помочь, это кромешное одиночество. Действие перенесено в концертное пространство, и он погибает не от удара молнии, а от короткого замыкания. Я не знаю, как играли Мольера в XVII веке, хотя много читал. Сейчас мы ловко устраиваемся. Когда происходит трагедия, ставим в фейсбуке чёрные аватарки, но на улице проходим мимо нуждающихся людей, не уступаем место в метро. В телевизоре видим очень ухоженных людей, но эти селебрити не могут показать ничего своего. Что они сделали, почему должны быть примером для других людей? Но они вещают, рассказывают о жизни, обсуждают в телеэфире чьих-то внебрачных сыновей. Донжуан из этой тусовки. В спектакле ненавижу сцену, когда он приходит в кафе и соблазняет девочку-певицу».

Эльвира жила в монастыре и страстно отдавала себя Богу, а когда влюбилась, не менее страстно отдала себя Донжуану, стала его фанаткой. Анастасия Мишина, исполнительница роли Эльвиры:
«Наверное, это банальная вещь, для меня в этом спектакле самое главное – любовь. Эльвира прекрасно понимает, какое место Донжуан занимает в этом мире, что он совершил грех, убил другого человека, украл Эльвиру из монастыря. Но любовь не спрашивает, хочешь ты или нет. Любовь — это как Божье благословение. Эльвира не видит в нём ничего плохого, она его любит и готова отдать ему жизнь. Но Донжуан этого не хочет. В какой-то момент она борется за него, пытается отомстить, но отпускает его и прощает. Люди вокруг Донжуана несчастны, но самый несчастный – он сам. Мне его безумно жаль. Мы не вправе его судить, не нам судить. Хотелось, чтобы спектакль получился современным не благодаря костюмам, музыке, эффектам, а чтобы спектакль был созвучен зрителям в зале».

Виталий Ленский, исполнитель роли Сганареля:

«Будучи студентом ГИТИСа, я играл Дон Жуана, мне тогда было 24 года. Я смотрел много материала, прежде всего слушал музыку Моцарта и в 44 года дорос до Сганареля. Когда есть слава и деньги, мы забываем о своём главном предназначении, о том, что должны любить. У Сганареля катастрофическая потребность в любви, и он хочет отдавать любовь, он простодушный, находчивый, коренастый, у него есть опора и для него всё просто. Мы искали суть этого человека и поняли, что это постаревший Труффальдино».

Рубрика: Культура. Метки: театр, спектакль.

Другие публикации