19 апреля по пути на красную дорожку открытия 40-го Московского Международного кинофестиваля режиссер и глава Союза кинематографистов Никита Михалков посетил пресс-брифинг и ответил на вопросы журналистов. Столь ранняя дата ежегодного кинофорума обусловлена проведением нынешним летом Чемпионата мира по футболу, из-за чего ММКФ пришлось передвинуть на весну.
Никита Михалков о любви россиян к футболу:
У нас была большая, серьезная проблема, мы опасались, что фестиваль будет погублен, потому что практически вся страна в июне будет смотреть именно Чемпионат мира по футболу. Но мы получили разрешение провести фестиваль в апреле.
Никита Михалков о ММКФ-2018:
На фестивале очень много мировых премьер. Кроме того, меня очень радует, что мы не только сохраняем, но и увеличиваем число программ. Кроме основного конкурса документального кино и конкурса короткого метра, будут еще и спецпоказы. На ММКФ представлена авторская программа Петра Шепотинника «Кинескоп», которую я считаю одной из самых успешных программ за все время фестиваля. Мы добились того, чтобы не требовались прокатные удостоверения для картин, которые покажут на фестивале. Ведь это совершенно другая конструкция, совершенно другой смысл фестиваля, нежели у проката. Поэтому картины на фестивале будут и провокационные, и скандальные, и шумные, разные. И это хорошо. Программа «Русский след», внеконкурсный «Уголок короткого метра», прибалтийская программа и многое другое. На фестивале представлено всего картин из 60 стран, 204 – планировалось, 212 – фактически получилось. Жюри представлять не буду. Все они достойные и известные люди. Они готовились к просмотру 12 картин, будут смотреть 16, деваться им некуда. Вот все, что я хотел сказать о фестивале.
Никита Михалков о духовности в кинематографе:
Я бы не политизировал этот вопрос. Не знаю, видели ли вы картину режиссера Маджида Маджиди «Пророк Мухаммад»? Грандиозная картина, ее показывали в прошлом году. Маджид Маджиди снял рисковый фильм, он был запрещен к показу в ряде восточных стран. «Пророка Мухаммада» нельзя показывать по нормам Ислама. Но это такая мощная картина, сделанная с Верой и любовью! Она разрушает все догмы и протесты, которые возникают в мусульманском мире. Эту картину нужно показывать в России, так как именно в ней соединяется много конфессий, она открывает глаза несведущим людям, принадлежащим к другим конфессиям, открывает глаза на того пророка, который является символом для всего исламского мира. Такая картина — это украшение фестиваля, независимо от того, где он проходит, в каких политических условиях. И такое кино, на мой взгляд, имеет право на существование и должно присутствовать на любом фестивале.
Никита Михалков о комедийном кино:
Меняется время – меняется и юмор. Возьмите картины Крыжовникова — это на грани фола, но это русское кино, национальная комедия. В этих картинах отражение нашего времени. Каждый Новый год мы смотрим милую комедию Эльдара Рязанова, но она отражает прошедшее время, которого больше не будет. Это запечатлённое время. Всё! А сегодня в интернете можно увидеть смонтированные ролики очень смешные, они говорят о неистребимом чувстве юмора народа, который может в тяжелейших условиях смеяться не только над другими, но и над собой. Соедините то, что вы видите на экране, и то, что вы видите на улице, – и ощутите дыхание времени. Увидеть мир и увидеть себя в этом мире — это величайшее достоинство искусства и культуры.
Никита Михалков о сценарном кризисе:
Кризис есть. Истории высасываются из пальца и если в картине нет какой-то патологии, то это вроде как неинтересно. Это кризис самосознания, кризис старения мира, он связан с атмосферой и удержаться можно только в том случае если точно знаешь, кто ты, что ты, что и для чего делаешь. Когда Антона Павловича Чехова попросили, одним словом, определить состояние общества, он ответил – «Пошлость». Сейчас можно сказать то же самое. У нас очень серьёзная проблема со сценариями, по пальцам одной руки можно пересчитать профессионалов, которые понимают, что такое сценарный язык. Мировые режиссёры уходят в сериалы, потому что аудитория в сто раз больше, деньги – не меньше и нет необходимости всё время кромсать написанное для полнометражной картины. Когда ты пишешь сериал, у тебя масса времени, чтобы тащить эту не имеющую тайминга историю, тебе не надо энергетически держать зрителя.
Как раньше писался литературный сценарий? «Николай задумчиво смотрел в окно и ему казалось, что…» И дальше идут ощущения Николая, которые невозможно снять. Это литература. Сегодня сценарий пишут жёстко, строят сценарий на экшене, энергии поступка и на диалогах. Конструкция разваливается и прикрывается богатством интерьера и актёрскими фортелями. Актёры не умеют держать паузу и прикрывают пустоту физическими действиями – они чешутся, смотрят на часы, закуривают. Сергей Герасимов говорил, что литература — это мать кинематографа. Но высочайшее мастерство утрачено. Хотя мы всё равно страна Достоевского и Чехова, и самый последний бомж, который никогда не читал Достоевского и Чехова, он ментально, сам того не подозревая, часть всего, о чём писали Достоевский и Чехов.
Никита Михалков об отношении к российскому кино на западе:
Мир хочется радоваться нам? Какие картины получают призы на фестивалях? Мир не хочет радоваться за нас, так сегодня устроен мир. Виноваты мы в этом? Во многом, конечно. Но нужно понимать подоплёку. «Я хочу тебя слышать» или «Я хочу тебя слышать таким, как я хочу, и никаким другим». Нас не хотят видеть такими, какие мы есть. Не знаю, правда это или нет, но говорят, что в Америке запретили «Движение вверх». Известно, что олимпийская команда США по баскетболу 1972 года до сих пор не взяла серебряные медали, эти медали до сих пор хранятся в Швейцарии. Они убеждены, что итог финального матча несправедливый. Не нужна такая картина в США, она не вписывается в их представления.
К вопросу о внутренней цензуре. Однажды я обсуждал ещё не готовую картину с Кевином Костнером, он смотрел, смеялся, плакал, а потом прислал свои поправки и соображения. Редактура из Госкино — это дети по сравнению с ним. Костнер говорит, не надо, чтобы проститутка Джейн была американкой, пусть будет англичанкой. А сержант О’Лири, который не знает Моцарта, пусть лучше знает Моцарта. Костнера же не Госдеп заставляет это говорить, это его внутренний цензор. А мощная социальная картина «Казино» с Брэдом Питтом провалилась в прокате, её не смотрели, потому что картина не духоподъёмная. Виртуальный мир становится реальным, американское кино создаёт американцев и для страны это величайшее счастье, если говорить серьёзно. Когда нет героев – их надо придумать. Этот образ всё время должен подпитываться.
Никита Михалков о программе ММКФ:
Ситуация, которая сложилась вокруг страны, не может не отражаться на гостях, которые боятся приезжать на фестиваль. Такого давления, что не дадим картину на кинофестиваль, потому что вы «русские», такого не было. Все-таки мир кино еще удерживает некоторое приличие по отношению друг к другу. Но, безусловно, на всё влияет ситуация в мире, и нам приходится мобилизоваться и быть более собранными. Ведь самое интересное на фестивале – это посмотреть картины, которые нигде больше не увидишь. Поэтому мы собираем самые разные программы и даем возможность обмениваться мнением, смотреть картины и вообще быть в курсе того, что происходит в мире кино. Раньше я воспринимал всё с юношеским восторгом: зарубежные гости, километровые очереди на просмотр фильма, но за 15 лет фестиваль стал скучнее, но он перестал быть на грани срыва. Механизм отбора налажен и это замечательно. Для меня самое главное в нашем фестивале это то, что он набрал мощь и энергию. Конечно, приходиться чем-то заниматься и вручную, но теперь это фестиваль, который работает, и он один из старейших в Европе.
Рубрика: Репортаж. Метки: пресс-конференция, Михалков.