20 апреля в Гранатном дворе состоялось открытие экспозиции «Джинсы как культ». На выставке представлено более полусотни синих и голубых штанов из денима с автографами известных медиаперсон. Дарственные надписи оставили на видавших виды джинсах Диана Арбенина, Никита Михалков, Сергей Шнуров, Павел Астахов, Илья Лагутенко и многие другие знаменитости.
«В советское время джинсы объединили всех наших людей, – сказал Андрей Куницын, директор Гранатного Двора, – и было это более 40 лет назад. Мы надеемся, что сможем повторить это сейчас, собрать вместе и сплотить людей, пусть и в рамках этой выставки».
Экспозиция «Джинсы – как культ» рассказывает не просто о популярном предмете одежды, это самый настоящий экскурс в прошлое. Необходимую атмосферу того яркого времени 80-х годов создают сотни разных экспонатов: виниловые пластинки, календари, кассетники, футболки, спортивные сумки и кроссовки. Словом всё то, без чего не была возможна жизнь продвинутого молодого человека. Сами же джинсы были не просто вещью, а символом свободы, своеобразным культом.
«Наконец-то эта выставка приехала в Москву, – рассказывает Рустем Валиахметов, организатор выставки уникальной коллекции звездного денима, – впервые она была проведена в Казани. И это часть истории нашей страны, это целая эпоха. Желание обладать джинсами тогда объединило весь советский народ. Сейчас я захотел оживить эту часть истории. Покупка джинсов это было счастье. И стоили они неимоверно дорого. До Москвы выставка была в Питере, и народ ее замечательно воспринял».
Изготовленные Ливаем Страуссом в 1853 году джинсы использовались в качестве рабочей одежды, но для советского человека они воспринимались иначе. Это сейчас современное поколение скажет, что тут такого, у каждого по несколько пар, но в советское время позволить купить их себе мог далеко не каждый. Фирменный деним доставали из-за границы, шили в подпольных производствах, варили в синьке и хлорке. Джинсами гордились и занашивали до дыр.
Самыми популярными марками джинсов ушедшей эпохи были «Levis», «Lee» и «Montana». Самый известный сленг того времени гласил: «Леви Страус носят все и даже Микки Маус». Стоили они от 200 рублей и выше. «Действительно, стоили 250 рублей. Сейчас, наверное, это около 400 долларов. Кто готов купить джинсы за такие деньги?» – поинтересовался продюсер Бари Алибасов. За своими первыми джинсами он ездил в Одессу. И считает, что оно того стоило.
Те, кому не хватало на денег на популярные марки западных фирм, могли купить себе индийские или польские джинсы. «У меня были джинсы марки «Милтонс», индийские. Носил их в школе и был самым популярным ди джеем», – поделился Рустем Валиахметов.
«Во всем мире джинсы уже давно культ, – сказал Валерий Лысенко (группа «Мистер Твистер»), – в нашей стране, наверное, самый пик пришелся на конец 70-х – начало 80-х годов, когда все принялись варить джинсы, пришивать к ним фирменные лейбаки. Да у нас, конечно, были фирменные джинсы. Мы выступали в первый приезд компании «Levis» в Москву, и нам презентовали».
По своим первым джинсам ностальгировали и посетители выставки. «Мои первые джинсы были произведены на наро-фоминской швейной фабрике «Верея», – заметил фотограф Евгений Чесноков.- Ткань была прочная, но цвет штанов серовато-синий». «А я свои приобрел в магазине «Березка» в начале 80-х, – признался его коллега Дмитрий Коробейников, – после армии. Настоящие американские джинсы, и это стоило таких баснословных денег, целая зарплата! Помню, купил джинсы, и потом нужно было сразу покупать кроссовки. Если у тебя были джинсы и кроссовки – ты был очень популярным».
А главный экспонат выставки и самый настоящий раритет хранят под стеклом. Это джинсовая куртка, которую носил знаменитый поэт-диссидент Иосиф Бродский. Говорят, что при перевозке куртки из США Бродский оторвал лейбл с надписью Made in USA, так как боялся, что ее не пропустят через таможню. Именно с этого экспоната и стала формироваться выставка «Джинсы как культ», которая будет открыта для посещения до конца августа.
Рубрика: Репортаж. Метки: выставка, одежда.