Этой весной МХТ имени Чехова в рамках режиссерской лаборатории «После революции» продолжает работу над произведениями русских писателей и драматургов начала двадцатого века. 15 мая на новой сцене МХТ зрители имели возможность увидеть эскиз спектакля по пьесе В. М. Гусева «Слава». В данном случае Виктор Михаилович Гусев — это советский поэт и драматург, лауреат двух Сталинских премий, автор стихов и сценариев для спектаклей, фильмов («Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны» и других), а также популярных в довоенные годы живых картин, автор комедий «Американский житель» и «Закрытие Америки» и только после всего этого родной дедушка популярного спортивного комментатора и телеведущего Виктора Гусева.
«Слава» была создана в 1935 году и тут же поставлена многими театрами по всему Советскому Союзу. Это произведение — пример идеального выполнения госзаказа: патриотическая пьеса в стихах, написанная хорошим чистым слогом, с легкой нотой юмора, с необходимым процентом любовной лирики, которая ни в коем случае не замещает, а только подчеркивает главную тему — тему подвига на благо отечества. Режиссер современной версии спектакля Михаил Рахлин, принявший эстафету советских довоенных театров, пишет об этой пьесе так: «Мы строим светлое будущее и постоянно забываем про настоящее. И вся эта стройка превращается в огромную могилу.»
Сегодня на сцене МХТ — молодые актеры с чистыми ясными лицами, играющие вдаль, в то светлое будущее, которое так и не наступило. Вместе с ними в общем потоке спектакля — Станислав Любшин — живая легенда. Один его выход на сцену — это уже классика. Его игра жестом, взглядом, позой, его присутствие сразу в двух эпохах, его правда о том, что было и о том, что есть, как окно, распахнутое в весеннюю советскую Москву, залитую солнцем, пахнущую сиренью и черемухой, с ее трамваями, прохожими, гудками, птицами и верой в то, что все будет хорошо.
Визуально спектакль очень светлый. В нем много белого цвета и мало деталей: мягкие линии светлых почти одинаковых костюмов персонажей, белая посуда, в которой ничего нет, белые кубики, из которых просто сложить любые декорации. Перед нами простой видеоряд, построенный в стиле советского минимализма и не отвлекающий зрителя от главной идеи.
Представьте себе современную девушку, которая говорит своему жениху: «Дорогой, для того, чтобы я смогла полюбить тебя по-настоящему, надо, чтобы ты совершил подвиг на благо отечества. Я конечно, тоже не подведу. Я сама отличница, комсомолка, спортсменка и летчица. Мотор и небо — моя стихия, так что тебе, любимый, придется очень сильно постараться, чтобы меня догнать и перегнать.» Девушку такую себе представили? А парня ее? А как он на это реагирует в современном контексте? Так вот, на сцене МХТ возлюбленный главной героини и догнал, и перегнал, и достиг, и осуществил положенный акт патриотического воспитания советской молодежи. В 1935 году не могло быть иначе. Семейное счастье должно было вырасти на почве беззаветного служения отечеству. И никак иначе.
Странно смотрится в наше время классика соцреализма. Странно и невесело. Мы что-то потеряли безвозвратно и теперь, приходя в театр, можем только удивляться образу мыслей наших дедов, до которых нам вроде бы так близко, но на самом деле бесконечно далеко.
Рубрика: Культура. Метки: театр, премьера, спектакль.