Спектакль «Война ещё не началась», премьера которого состоялась в театре «Практика», и в котором заняты молодые актёры старшего курса из Мастерской Брусникина, достаточно сложен для восприятия и даже способен загнать в тупик. Режиссёр пьесы — молодой, но известный, довольно эпатажный и обсуждаемый, фокусирующий на себе пристальное внимание критиков и зрителей, российский драматург Михаил Дурненков.
Жанр абсурда никогда никому не давался легко, тем более, если абсурд этот есть не отвлеченные реалии, не вымышленные герои, а мы с вами, и наша жизнь сейчас и в данный момент. Происходящее на сцене можно воспринимать по-разному, потому что возникающая в воображении цепочка ассоциативных образов очень разная. Действие на сцене очень похоже на хаотичный просмотр каналов телевизора, когда человек, все время переключается с одного канала на другой. Или сумбур наезжающих друг на друга мыслей в голове. Или заезженную до хрипа пластинку, когда одни и те же фразы обретают разное интонационное звучание, темп и эмоциональную окраску.
Перед глазами сплошной разноцветный винегрет из разноцветных воздушных шариков, которыми заполнена сцена, ярких клоунских париков и попугайской расцветки одежды на персонажах, и неподвижных манекенов. Герои обезличены, у них нет имен, нельзя считать точный возраст, хотя его можно и предположить, они выглядят как клоуны, хотя, на самом деле, ими не являются. Обрывки сцен, отрывки диалогов, герои меняются ролями, репликами, и даже меняют пол. Все смешалось и на сцене, и в головах у зрителей, которым нужно очень быстро осмысливать, переваривать и успевать переключаться с одной темы на другую.
Это абсурд, и до боли узнаваемый абсурд, и он не возведён в высшую степень, а что наиболее страшно — абсурд этот постоянно присутствует в нашей повседневной жизни, и мы уже приспособились к нему, свыклись, сжились, не замечаем. Абсурд стал частью нас, проник в нас, мы отравлены им. Бессмысленность слов, встреч, ожиданий. Банальность испытываемых чувств. Идиотически детская вера информационным программам. Нелепая словесная структура собственного мыслетворчества. Болото привычек. Скользящие отношения. Грубый никчемный мат. Кто-то из героев в одной из сцен называет себя «робот с блоком абсурда». Это шутка? Но никто не смеётся. В тексте, репликах проскальзывает много «подсказок», своеобразных дешифраторов, цепляясь за которые можно не утонуть в спектакле, а выплыть.
ПЕРВЫЙ. Ты с ума сошел?
ВТОРОЙ. Мы чуть с ума не сошли!
Герои в разноцветных париках и ярких костюмах совсем не клоуны, их речи серьёзны, их переживания не смешны. Они постоянно говорят, говорят. Что говорят? Выясняют отношения, кричат. Зачем? Доказывают, спорят, пытаются убедить себя – но в чем? Наблюдая за ними, узнавая в них себя, становится понятной необходимость клоунского антуража в спектакле. Герои, собранные в пьесе, вовсе не призваны веселить нас, да и вообще это клоуны в переносном своём значении, скорее буффоны, паясничающие фигляры. Нацепив парик, они, используя наше ожидания забавы, высмеивают нас же, жёстко и больно.
По краям сцены расставлены манекены. В финале герои отдадут манекенам свои разноцветные парики, снимут с них одежду и вернут себе людской облик. На телах манекенов можно прочитать надписи: «Мир, мы за мир, нет войне». Всё это так, миру мир, безусловно, только война сейчас другая, война идёт за то, чтобы остаться человеком в абсурде жизни. Не стать безвольной щепкой, которую несет абсурдистское течение реки-жизни. Сопротивляться. Не обезличиваться. Быть, а не казаться. Думать, а не повторять. Жить, а не быть марионеткой в спектакле жизни.
Рубрика: Культура. Метки: театр, премьера, спектакль.
На сцене БКЗ «Октябрьский» выступили артисты Московский Губернский театра
На сцене Александринского театра представлены три премьеры
Константин Хабенский привозит три премьерных спектакля!
Пьеса «Ромул Великий» была написана Фридрихом Дюрренматтом в 1948 году и обозначена автором как «исторически недостоверная комедия».
20 и 21 января МХАТ им.Горького представляет премьеру спектакля «Лес» по пьесе Александра Островского.
МХАТ им.Горького поставил спектакль о православной Вере с участием Дмитрия Певцова, Алисы Гребенщиковой, Леонида Якубовича.
«Урал Интро» из трех сочинений представлен на сцене театра Балтийского дома
Главные роли в спектакле «Дядя Ваня» исполняют Сергей Безруков, Карина Андоленко, Антон Хабаров.
Торжественная премьера прошла в Петербурге
В театре Сфера премьера — спектакль «Лес» Сергея Виноградова по пьесе А.Н. Островского.
Столичные театры открываются, но с ограничениями для зрителей.
В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева - настоящий атомный взрыв на сцене!
Попав внутрь элитной лечебницы для душевнобольных, инспектор полиции пытается понять, что на самом деле скрывается за его роскошным фасадом...
В МХАТ имени Горького 20 февраля состоялась премьера восстановленного спектакля «Три сестры» по пьесе Антона Чехова.
14 февраля, в день всех влюбленных, в РАМТе состоялась очень созвучная празднику премьера: «Ромео и Джульетта».
В МХАТ имени Горького начались прогоны спектакля «Три сестры» - реконструированной версии постановки Владимира Немировича-Данченко 1940 года.