11.08.2018 09:23

Майор Прилепин написал биографию друга Есенина

Текст и фото: Евгений Чесноков

Прилепин продолжает делать антологию советской поэзии, вспоминать поэтов, которых незаслуженно забыли — Корнилова, Луговского, Павла Васильева. 9 августа он представил книгу о поэте-имажинисте и прозаике Анатолии Мариенгофе, друге Есенина. Читатели ждут и продолжения проекта «Взвод» — о военных писателях разных эпох, от XVIII до ХХ века. Очередные главы будут про Лермонтова, Бенедиктова, Гаршина, Гумилёва и любимого с детства Аркадия Гайдара.

Презентация книги «Жизнь и строфы Анатолия Мариенгофа»

Захар Прилепин: «Я вернулся из Донецка, ещё не уволился, не демобилизовался, но пока там относительное затишье, у меня есть время работать над книгами. На «Эхе Москвы» меня сегодня спросили, «ведь писателем перестаёт быть таковым, если берёт в руки оружие?» Ну как перестаёт? Пушкин, Лермонтов, Толстой, Чаадаев, Гумилёв, Зощенко воевали. И это обстоятельство ничуть не мешало русским литераторам, не противоречило их гуманистическим чувствам».

Презентация книги «Жизнь и строфы Анатолия Мариенгофа»

Новые поэтические движения появлялись ещё до революции, это футуризм Маяковского и Хлебникова, акмеизм Гумилёва, Городецкого и Ахматовой, а вот имажинизм действительно порождение политического переворота, Есенин убеждал мужиков в Константиново в правоте красной власти. Есенин и Мариенгоф были молоды и претендовали на то, чтобы сказать какие-то важные слова о России, они говорили голосом времени. Имажинисты восприняли революцию, как величайшее государственное хулиганство, отменившее Бога и монархию, как свершение вековечных мечтаний русского мужика, обретшего волю. Русский крестьянин ведь первым встал за большевиков, пока не начались продразвёрстки, голод, новые унижения. Какая-то не та пришла революция.

Презентация книги «Жизнь и строфы Анатолия Мариенгофа»

Ипостась Мариенгофа — денди-новатор, придумавший определённый поэтический стиль и форму подачи, не Есенин влиял на Мариенгофа, а Есенин, которому не хватало рязанского образования, пришёл к Мариенгофу и Шершеневичу. Он остался в истории отечественной литературы и как прозаик, автор пьесы «Шут Балакирев» и романа «Циники», который Иосиф Бродский высоко ценил. Мариенгоф не ушёл из поэзии в небытие — нашёл себя в исторической и мемуарной литературе, в разных литературных сферах, хотя и не входил в Союз писателей.

Презентация книги «Жизнь и строфы Анатолия Мариенгофа»

По мнению читателей, книга «Жизнь и строфы Анатолия Мариенгофа» написана так живо, как будто автор вместе с хулиганствующими имажинистами пил и дебоширил. Вокруг дружбы Мариенгофа и Есенина возникли чёрные нелепые мифы, которые развенчиваются в новом издании. Не жили они друг с другом, это чушь собачья, не имеющая отношения к действительности, у этих поэтов были другие гендерные предпочтения. Кстати, прилепинская антология продолжится изданием о рязанском самородке: Есенин и чекисты, Есенин и алкоголь, Есенин и его отношение к большевикам, Есенин и его антисемитизм — об этом будет новая книга Прилепина.

Презентация книги «Жизнь и строфы Анатолия Мариенгофа»

Собравшиеся на презентации книги Захара Прилепина читатели не могли поинтересоваться, ну как там на Донбассе, и воин-литератор удовлетворил их любопытство:

«Я хочу жить в милитаристской великой империи, мракобесной, консервативной и пахнущей кирзовыми сапогами. Война сама по себе это искусство и я пишу об этом: миф о войне и победе лежит в основе любой национальной мифологии.

Презентация книги «Жизнь и строфы Анатолия Мариенгофа»

Повести Бондарёва, Воробьёва, Некрасова о войне — это же такая сила, такая мощь! Вплоть до «Слова о полку Игореве». Другие народы будут навязывать нам свои мифы — пацифизм, миролюбие, разведут, как лохов. Когда на Украине валят памятники Ленину это не декоммунизация, а русофобия. У нас есть молодые бодрые историки, которые силой интеллекта, доводами блистательными разносят в пух и прах эти антимифы. Нужна высокая степень собственной независимости. Это удивительное качество нашего народа, который двадцать лет потреблял антимифы, а потом сказал: «Крым наш». Крым это момент истины.

Презентация книги «Жизнь и строфы Анатолия Мариенгофа»

Военные конфликты всегда были и самых восхитительных людей я встретил на войне, как и самые чудовищные поступки. На Донбассе очень ждали, чтобы туда полноценно и полновластно явилась Россия. Степень независимости там очень высока и я всегда говорил — не ждите, что придёт Россия и всех осчастливит. Если Россия придёт, то вместе со своими особенностями, вместе со сверхбизнесом, переформатированием экономики, образования, армии и от вас ничего не останется после этого катка. А история Донбасса не закончена, когда-нибудь в Донецке, как в Грузии, пройдёт принуждение к миру».

Презентация книги «Жизнь и строфы Анатолия Мариенгофа»

Встреча с Прилепиным прошла в книжном клубе РВИО на Воздвиженке при участии научного директора РВИО Александра Мягкова и главного редактора издательства «Молодая гвардия» Андрея Петрова.

Презентация книги «Жизнь и строфы Анатолия Мариенгофа»

Рубрика: Репортаж. Метка: Прилепин.

Другие публикации