11.09.2018 09:15

«Город на память». 029. Дом Жолтовского и окрестности

23 августа 2012 года
«Город на память». 029. Дом Жолтовского на проспекте Мира

Иван Жолтовский был признанным мэтром советской архитектуры, удостоенным в 1949 году Сталинской премии. Дом № 184 по проспекту Мира строился в 1955-1957 годах. К этому времени Сталин уже успел полежать в Мавзолее вместе с Лениным, культ личности вождя подвергся обструкции на ХХ съезде и с наследием культа началась борьба. В архитектуре развернулась борьба с излишествами и вместо заслуженной награды Жолтовскому досталась порция критики. На самом деле десятиэтажный дом на 270 квартир очень хорош и не случайно со временем был признан памятником архитектуры и взят под охрану государством.

Это был последний завершённый проект Ивана Жолтовского, который скончался в 1959 году, прожив долгую и плодотворную жизнь в архитектуре. Среди самых интересных творений мастера дом на Моховой улице (1931-1935), здание Московского ипподрома (1950-1955), кинотеатр «Победа» на Абельмановской улице (1957), дом на Ленинском проспекте (1945), Центральная электростанция МОГЭС на Раушской набережной (1927). В 1923 году Жолтовский разрабатывал генеральный план Всероссийской сельскохозяйственной выставки (той, что прошла на Воробьёвых горах, не путайте с ВСХВ-ВДНХ), в пятидесятые годы его мастерская участвовала в разработке проектов крупнопанельных жилых домов.

Дом № 184 по проспекту Мира строился как ведомственный то ли для Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), то ли для Министерства сельского хозяйства. Впрочем, квартиры в нём получали и рядовые москвичи.

Смотрите старые фотографии: Дом Жолтовского. 1970-1983 гг.: https://pastvu.com/p/46106

«Жолтовский был мастером карниза, – рассказывает краевед Сергей Никитин читателям газеты «Звёздный бульвар» http://www.zbulvar.ru/. – Посмотрите, карниз такой легкий, он «дышит». Ощущение, что ты находишься во Флоренции, прославившейся в средние века своими карнизными мастерскими. Жолтовский исповедовал Ренессанс как совершеннейшую эпоху в развитии искусства и для него было важно создать синтез ренессансного дворца и современного жилого дома. Золотое сечение ренессансных дворцов строилось на том, что этажи имели разную высоту. Жолтовский не мог себе этого позволить. Но он расчленил фасад дома на разные уровни. Известный критик Иконников говорил, что из всех больших жилых домов Жолтовского этот дом наиболее интимный. Он менее монументальный. Его основная часть существенно отодвинута от магистрали, и перед домом образуется маленький садик. Ступенчатая композиция фасада здания тоже не случайна – дом как бы вырастает из этого зеленого массива. Это ведь Жолтовский придумал стеклянные выносные лифты, и они появились впервые именно в его послевоенных домах. В одном из интервью архитектор говорит о своем идеальном доме, в котором должен был быть стеклянный лифт. Человек приезжает на свой этаж и любуется открывающимся видом. Сегодня это существует во многих офисных зданиях».

 


25-этажный жилой дом (проспект Мира, 184, корпус 2) сразу прозвали «дом на курьих ножках».

Смотрите старые фотографии: Строительство дома № 184. 1968 год: https://pastvu.com/p/324609

В 1968 году на проспекте Мира, аккурат напротив знаменитых мухинских «Рабочего и колхозницы», появился первый в Москве крупнопанельный жилой дом на сваях. Подвальная часть дома с глубоко забитыми сваями сооружалась довольно долго из-за сложности конструкции и шумно. Зато надземная часть возводилась очень быстро – этаж в неделю. Прежде на этом месте стояли бараки Алексеевского студенческого городка. Авторы проекта – архитекторы В.Андреев и Т.Заикин. Этот дом – настоящая веха в советском строительстве, возведен из крупных панелей, изготовленных на вибропрокатном стане. В то время это было настоящее ноу-хау. А вот планировка подкачала и квартиры в доме тесные и душные.

Смотрите старые фотографии: Алексеевский студенческий городок. 1970 год: https://pastvu.com/p/92037 Из окон многоэтажки открывалась панорама на сохранившуюся часть студгородка.

«Рабочий и колхозница» — выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом (скульптор Вера Мухина, концепция и композиционный замысел – Борис Иофан). Монумент высотой 25 метров выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Общий вес — 185 тонн.

Смотрите старые фотографии: Вид на ВДНХ из окон дома Жолтовского. 1981 год: https://pastvu.com/p/23455

Скульптурная композиция была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Юноша и девушка олицетворяли молодых хозяев советской земли – рабочий класс и колхозное крестьянство. После триумфа на парижской выставке в 1939 году скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед входом на ВСХВ. По мнению скульптора Веры Мухиной небольшой пьедестал напоминал пенёк. В 2009 году после шестилетней реконструкции «Рабочий и колхозница» вернулись на новый постамент, напоминающий оригинальный вариант Бориса Иофана.

В ходе реконструкции специалисты значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами. В постаменте ныне располагается музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»: в музее представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах.


Редкий снимок: рабочий и колхозница смотрят в сторону ВДНХ


Торжественное открытие монумента 4 декабря 2009 года

В постаменте открыта постоянная экспозиция, посвящённая Мухиной и Иофану, проходят тематические фотовыставки

Вид со стороны Ростокино

Проспект Мира, 186 – дом-коммуна архитекторов Соломона Лисагора и Моисея Гинзбурга, построенный в 1928-1930 годах.

Смотрите старые фотографии: Дом-коммуна. 1932 год: https://pastvu.com/p/64443

Квартиры в домах-коммунах планировались многоуровневыми и назывались «ячейками». Ячейки предназначались для сна жильцов, а гостиная, кухня, ванная комната были общими для нескольких квартир. При создании ячеек заранее проектировались ниши для встроенной мебели, использовались оригинальные дизайнерские решения, например, дверь-гармошка.

По проекту общежитие рабочих Ватной фабрики в Ростокино должно было состоять из трех соединённых между собой корпусов: один с квартирами для семейных рабочих, второй (деревянный) с жилыми ячейками типа F для одиноких, третий – коммунальный, с залом собраний, фойе, столовой, кухней и прачечной.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Каланчёвская улица…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, СССР, город на память, psk.

Другие публикации