Путешествие на электричках. Что сразу приходит в голову при этих словах? Грязные вагоны с деревянными сидениями, вечные дачники с рассадой и тележками, неугомонные туристы с необъятными рюкзаками, шустрые продавцы всего и вся, снующие как челноки по вагонам туда-сюда, сонные контролеры, стайки веселых “зайцев”, перебегающих из конца в начало состава… И посреди этого хаоса вы, как тот Траволта в известном интернет-меме, недоумевая пытаетесь вернуться в свою зону комфорта. Однако, с некоторых пор, путешествовать электричками можно практически как первым классом самолета. Центральная пригородная пассажирская компания открыла туристическое подразделение, которое легко может показать вам лучшие места ближнего и дальнего Подмосковья, доставив вас туда поездами с максимальным комфортом, а также накормив, разместив и рассказав про все, что вам так интересно в том или ином месте. И у вас при этом ни о чем не будет болеть голова. Заманчиво? Вот и я так подумал и решил одни выходные потратить на подобную групповую поездку в окрестности двух замечательных подмосковных городов – Чехова и Серпухова.
Наша группа отбывала экспрессом “Москва – Серпухов” в субботу утром со станции “Каланчевская” Курского направления. Отдельный вагон со столиками, почти как в бизнес-классе “Сапсана”, сопровождающая нас охрана, никаких лишних остановок и суеты – и вот уже чуть более чем через час мы едем в комфортном микроавтобусе от вокзала в первое место экскурсионной программы – Музей-заповедник А.П. Чехова “Мелихово”. Здесь в течение семи лет (с 1892 по 1899 годы) Антон Павлович написал одни из своих самых известных и значимых произведений, такие как “Дядя Ваня”, “Чайка”, рассказы и повести “Палата №6”, “Остров Сахалин”, “Дом с мезонином”, “Моя жизнь”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”, “Мужики” и другие. Собрание музея насчитывает более 25 тысяч экспонатов. В Мелихове регулярно проходят музыкальные и театральные вечера и фестивали, гуляния и праздники (Троица, Яблочный Спас), рождественские елки, театрализованные экскурсии, театральные субботы. Нам тоже удалось увидеть небольшую театральную постановку одного из рассказов писателя, прямо в усадьбе. А еще на территории музея находится памятник любимым таксам Антона Павловича – Брому Исаевичу и Хине Марковне.
Однако тема жизни и творчества писателя не была бы полностью раскрыта, не посети мы находящееся рядом, уже в самом городе Чехове, почтовое отделение “Лопасня”. Это не совсем обычное почтовое отделение; официально оно называется “Музей писем А.П. Чехова”, но у входа висит современный синий ящик Почты России. В бытность писателя в этих краях ни в Мелихово ни на станции Лопасня почты не было. По инициативе Чехова и было открыто это почтово-телеграфное отделение в 1896 году. Внутри сохранена аутентичная обстановка, и можно посмотреть, каким было почтовое отделение сто лет назад.
Осмотрев музейные достопримечательности, наш путь дальше лежал в сторону… настоящей страусиной фермы! Да, в окрестностях деревни Старые Кузьменки Серпуховского района находится ферма “Русский страус”, где помимо самих страусов разводят коз, овец, свиней, гусей и даже есть один маленький ослик.
Страусы – очень забавные птицы. При том, что ударом ноги они могут убить льва, мозг у страуса меньше его глаза и он попросту не запоминает практически ничего надолго. А еще страусы боятся всего, что выше их. Работники фермы рассказали нам, как они забирают страусиные яйца – сначала подходящий к страусу человек поднимает выше него какую-либо палку, страус пугается и отходит, а человек спокойно извлекает яйца. К слову сказать, с одного страусиного яйца омлета или яичницы выходит как с двух-трех десятков куриных. Бытует расхожее мнение, что страусы в случае опасности втыкают голову в песок, но это всего лишь миф – в действительности в непонятных ситуациях страус лишь пригибает голову к земле.
На ферме кроме страусов содержат еще и эму. Это подвид страусообразных, теперь же отнесенных к казуарообразным. В отличие от боевых страусов они спокойнее. И тех и других очень забавно кормить капустой, однако делать это надо осторожно – страусы могут больно тяпнуть за пальцы. А вот сами птицы в качестве еды мне не особенно зашли. Страусиный стейк, которым мы обедали, оказался весьма жестким.
Переночевав в одном из парк-отелей близ Серпухова, на следующее утро воскресенья мы выдвинулись на экскурсию в Приокско-террасный биосферный заповедник. Это единственный государственный заповедник в Московской области. Кроме того, это, пожалуй, одно из самых чистых в экологическом плане мест, находящихся поблизости со столицей России. Здесь представлено 895 видов растений, 140 видов птиц, 57 видов млекопитающих, пять видов рептилий и около 900 видов почвенных беспозвоночных. Нас же в первую очередь интересовали зубры и бизоны – визитная карточка заповедника. Не в любое время и день можно легко их увидеть, но нам повезло – мы приехали как раз во время завтрака животных.
Зубровый питомник открылся здесь в 1948 году. В начале 20 века практически все зубры на территории Европы были уничтожены — на тот момент в природе осталось лишь 48 животных. Именно поэтому их стали охранять и выращивать в условиях, максимально приближенных к естественной среде. За все время существования Приокско-террасного заповедника здесь родилось около 600 чистокровных зубров. Их отпускают на волю в леса России, Украины, Белоруссии и Литвы.
По международной племенной книге зубров, животным каждого питомника даются имена на определенный первый набор букв. В Приокско-террасном заповеднике имена всех зубров начинаются на “му”. Например недавно родившегося зубренка назвали в честь нападающего сборной России на Чемпионате мира по футболу Артема Дзюбы – Мудзюба.
Завершилось наше путешествие на выходных обзорной экскурсией по самым туристическим местам Серпухова. Мы поднялись на Красную (Соборную) гору, верхнюю точку города, с которой открываются классические туристические виды. Однако, чуть позже, во дворе Серпуховского историко-художественного музея, мне удалось снять кое-что трэшевое, как я люблю. В самом же музее в эти дни проходила выставка, приуроченная к его 100-летию – “Пленники красоты. Генрих Семирадский и художники позднего академизма”.