19 февраля 2014 года
Фотопроект «Город на память». 110. Академия противопожарной службы МЧС
В окрестностях улицы Бориса Галушкина то и дело можно встретить куда-то спешащих людей в военной форме цвета морской волны, в фуражках или оранжевых беретах. Сотрудники МЧС торопятся не на пожар, а на учёбу. На пересечении улицы Бориса Галушкина с проспектом Мира расположена Академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – ведущий вуз страны по подготовке специалистов с высшим и послевузовским образованием в области пожарной безопасности.
На постаменте – автоцистерна ПМГ-19 или АЦ-20 (63)-19, серийно выпускавшаяся в 1956-1963 годах
История Академии Государственной противопожарной службы МЧС России ведет отсчет с 1 сентября 1933, когда в Ленинградском институте инженеров коммунального хозяйства было открыто Отделение по подготовке инженеров пожарной обороны. В 1948 году учебное заведение отделение открылось в Москве как Высшие пожарно-технические курсы, впоследствии вуз несколько раз менял своё название, нынешнее носит с 2002 года. За прошедшие годы Академия подготовила многотысячный отряд высококлассных специалистов, которых всегда отличали отличные научные знания, профессионализм, отвага и мужество как верность лучшим традициям Академии и пожарной охране России.
Более 16 тысяч выпускников за весь период существования Академии награждены государственными наградами СССР и России. Среди выпускников вуза – Герой Советского Союза генерал-майор Леонид Телятников, награжденный за мужество, героизм и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Генерал-майору внутренней службы Владимиру Максимчуку посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания.
На сегодняшний день в научно-образовательном процессе Академии участвуют 24 кафедры, на которых трудятся свыше 200 докторов и кандидатов наук, ученое звание профессора имеют более 60 специалистов. Большинство курсантов, конечно, крепкие мужчины, но в коридорах вуза можно встретить и юных бырышень в униформе МЧС и оранжевых беретах. В Академии получают образование почти 200 девушек, которые станут инженерами и инспекторами пожарной безопасности.
На фасаде учебного корпуса 1 октября 2013 года открыта мемориальная доска в память о генерал-майоре внутренней службы Анатолии Смурове, который возглавлял Высшую инженерную пожарно-техническую школу в 1969-1983 годах и много сделал для становления Академии.
Официальным символом Академии является герб: синий щит с изображением совы в пожарной каске. В верхней части щита расположена вытянутая по вертикали звезда белого цвета с восьмью лучами, в центре которой в круге оранжевого цвета расположен равносторонний треугольник голубого цвета с основанием внизу. В нижней части – золотая летящая увенчанная золотой пожарной каской сова, несущая в лапах перекрещенные, повернутые рукоятью вниз золотые пожарные топоры. В основании щита на красной девизной ленте надпись серебром: «Учиться побеждать – спасать, тушить, предупреждать!»
Смотрите старое фото: Строительство нового корпуса. 1978-1979 гг.: https://pastvu.com/p/32718
В стенах Академии проходят международные научно-практические конференции. Среди участников можно увидеть пожарных из разных стран, которые когда-то здесь учились. В холле представлены памятные сувениры со всех уголков света – от Финляндии до Азии.
Немало раритетов хранится в музее, экспозиция которого рассказывает о становлении пожарного дела в России, о боевых подвигах в годы Великой Отечественной войны, о самых достойных людях Академии.
Основные учебные корпуса построены в 1970-е годы и в 2011 году, но сохранился и старый корпус ещё довоенной постройки с любопытной историей. Когда-то в нём располагалась пожарная часть. Можно предположить, что она возникла для обслуживания огромной территории главной выставки страны – ВСХВ с её многочисленными изысканными, но деревянными и пожароопасными павильонами.
В 1941 году здесь был обустроен резервный командный пункт НКВД, в котором разместились Берия, Меркулов, Кобулов и прочие руководители этой зловещей структуры. История похожа на правду, вполне логично, что для секретной миссии выбрали именно это здание, ведь пожарная охрана находилась как раз в ведомстве НКВД.
«В октябре 1941 года Москве грозила серьезная опасность, Берия приказал нам организовать разведывательную сеть в городе после захвата его немцами. Наши семьи были эвакуированы, так же как и большинство аппарата НКВД. Мы переехали с Лубянки в помещение пожарного училища в северном пригороде Москвы, возле штаб-квартиры Коминтерна. Я сидел в комнате с Серовым, Чернышевым и Богданом Кобуловым, заместителями Берии, используя этот запасной пункт командования силами НКВД, созданный на случай боевых действий в городе, если бы немцы прорвали нашу оборону»,- рассказывал генерал Павел Судоплатов.
После войны этот дом перестроили под нужды Академии, которая переехала из Ленинграда в Москву. В ходе тотальной перепланировки внутренних помещений от того здания остались только исторические стены. Можно полюбоваться оригинальной лепниной на тему огнеборцев.
Специалисты Академии ГПС совместно с производителями пожарного оборудования создают образцы новой техники. На демонстрационных показах можно увидеть их практическое применение.
«Гюрза» на шасси Silant удивила многих специалистов. Машина для тушения пожаров и аварийно-спасательных работ уже экспонировалась на выставках, но мне не доводилось видеть её в деле. «Гюрза» оснащена высоконапорным насосом, струя воды с добавлением абразивных материалов пробивает стальной лист, а кирпичную кладку съедает за 20 секунд. Проделав отверстие диаметром до 50 миллиметров, «Гюрза» сразу же начинает тушить возгорание. Это не «болгарка», рассыпающая вокруг искры, из которых потенциально возгорится пламя,- работать безопасно можно, стоя по колено в горючей жидкости. «Гюрза» – отечественная альтернатива шведской «Кобре».
Пожарно-спасательный автомобиль ПСА-П-3,5-40/100-4/400 на шасси IVECO. Манёвренная машина предназначена для работы в условиях плотной застройки и сложного дорожного движения.
Радиоуправляемый робот-пожарный выполняет разные задачи, тянет рукав, снимает видео и при этом не переворачивается
Новинка 2013 года: АСА-20-0,8-0,6 на шасси MAN. Автомобиль предназначен для тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ, освещения места чрезвычайной ситуации, оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Многоцелевой пожарно-спасательный автомобиль АПМ 3-2/40-1,38/100-100 на шасси КамАЗ. АПМ доставит на место личный состав, необходимое оборудование и средства освещения, 3000 литров воды, запас пены, обеспечит аварийное тепло- и энергоснабжение, создаст пароводяную защитную завесу, уменьшит концентрацию взрывоопасных газов.
В отсеках кузова хранится оборудование для аварийно-спасательных работ: от кувалды и топора до бензорезов, способных разрезать железобетон.
А это автоподъёмники, штабные машины и раритет с креативным номером «1933 ГО», что означает год основания Академии – 1933.
Официальный сайт Академии ГПС МЧС РФ: http://www.academygps.ru/
Адрес: Москва, улица Бориса Галушкина, 4
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Ярославская улица…
Рубрика: Личные блоги.