07.11.2018 21:23

Любовная история с аншлагом

«Спектакль для зрителя подготовленного», – так значится в афише «Любовной истории». И это не эпатаж. Это правда. Правда, чистейшей воды. Отсутствие воды – смерть. В этом спектакле много жизни. Нашей жизни. Вот только понимаешь это не сразу. Московский зритель понял. Из зала никто не ушел.

Почти два часа повторяющихся, почти без эмоционально зачитываемых актерами текстов – настоящее испытание для зрителя. Это не развлечение. Напротив, от зрителя требуется напряженная работа ума, включение в спектакль. Соучастие. Актеры и зрители меняются ролями. Эмоции волнообразно накатывают на сцену из зала, актеры – лишь сторонние наблюдатели. Порой – провокаторы. «Вся жизнь игра, а люди в ней актеры». Вот что происходит на спектакле. Именно этого добивается режиссер со своей труппой. Эмоции. Погружение.

В пьесе крупнейшего немецкого писателя 20 века Хайнера Мюллера всего восемь глав. Восемь частей и в постановке Дмитрия Волкострелова. После каждой главы, подводя итог, занавес закрывается. Минимум декораций. Все внимание на актеров и… стаканы. Стаканы с водой и без. Их множество. Их не счесть. Стаканы, вода – лишь символы. Перед последней, финальной частью, на сцене появляются две девушки. Несколькими незамысловатыми песнями они, кажется, разряжают обстановку. Но… Это подготовка к финалу, которого не будет. Не будет в традиционном смысле этого слово. Когда завершится спектакль – решат зрители. Последний зритель.

Сюжет, на первый взгляд, незамысловат. Но это только на первый взгляд. Вглядитесь в себя, в своих соседей, в друзей, в свое окружение, в мир вокруг вас и вы поймете, вы почувствуете кожей – эта постановка о каждом из нас. Или почти о каждом.

«Хочешь большой, но чистой любви?» – вопрошает один из героев популярного советского фильма «Формула любви». И тут тоже не про любовь. Про сеновал. Студент и работница фабрики. История начинается на вокзале. Там же она и заканчивается. Между – размышления о равенстве полов, встречи и наступившая беременность героини. И там, за последней строкой, за занавесом родится ребенок. Не плот любви. Плод так называемого «гендерного равноправия». Героиня уезжает. У героя-любовника закрадывается смутное чувство: «Он не выдержал экзамен. Ему нужно повторить все вновь».

Спектакль поставили в Санкт-Петербурге еще в 2013 году. Тогда финал спектакля, в котором нет финала, звучал со сцены 220 раз. И остался не понятым. Не принятым. Спектакль просуществовал полтора года. Его сняли. 1 ноября 2018-ого постановку вновь показали петербуржцам. И вот, 5 ноября, постановку Дмитрия Волкострелова единственный раз сыграли в Москве. Привезли спектакль в рамках первого гастрольного тура петербургского театра «Приют комедианта». Привезли среди пяти избранных. Среди лучших из лучших.

– В Москве такой тип театра чаще встречается. Тип театра, который не рассказывает историю. Публика более лояльна, более подготовлена, – поделилась ощущениями от показа пресс-секретарь театра «Приют комедианта» Анна Горбунова.

В театре надеются, что благодаря гастролям спектакль возродится. Тогда его можно будет посмотреть в этом сезоне в «Приюте комедианта». Мы тоже надеемся. И от всего сердца желаем, чтобы все получилось.

ЛИ_5 11_Луповской (7)ЛИ_5 11_Луповской (37)

Текст: Юлия Козлова
Фото: Александр Иванишин

Рубрика: Культура. Метки: спектакль, театр Маяковского, Волкостреов.

Другие публикации