Предприниматель и основатель компании Aha Марон Кристоферсон с нетерпением ожидает завершения строительства новой отапливаемой крыши в своем офисе в деловой части Рейкьявика.
Почему отапливаемой? Дело в том, что новая крыша послужит базой для беспилотников, которые займутся доставкой еды из ресторанов и магазинов жителям столицы Исландии.
Широкое внимание общественности дроны привлекли примерно 10 лет тому назад, с тех пор во многих отраслях использование таких аппаратов давно стало повседневной рутиной. Между тем, начиная с 2013 года, “философским камнем” современных дроноводов и крупных ритейлеров стала концепция воздушных доставок – примерно в тот же период глава и основатель американского Amazon Джефф Безос анонсировал испытания соответствующего проекта.
В тот же период многие компании задумались об использовании БЛА для доставки медикаментов, образцов крови и вакцин – в ряде африканских стран на свет появились весьма успешные пилотные программы. Успех отдельных проектов обуславливался отсутствием законодательных барьеров и грузного бюрократического механизма в ряде государств, среди которых отметились Руанда, Гана, Танзания, ЮАР, Кения и Мадагаскар.
Одновременно в некоторых компаниях задумались о доставке беспилотниками напитков и фаст-фуда. Рассматривалась и такая экзотика, как доставка дронами мячиков для гольфа или грузов для моряков, судно которых пришвартовалось неподалеку от берега. Так в Панаме появился сервис, в рамках которого дроны доставляют морякам лоцманские карты, симки и медикаменты – словом, все то, для чего раньше требовалось гонять моторку или катер.
Основной преградой на пути повальной дронизации курьерских доставок стала не технологическая незрелость, а избыточная перестраховка регуляторов, подкрепленная многочисленными несовершенствами устаревшей законодательной системы.
Большинство стран запрещают операторам поднимать БЛА в воздух над другими людьми, летать в непосредственной близости от зданий и сооружений, а также выводить аппарат за пределы прямой линии видимости. Коммерческие проекты, подразумевающие использование дронов, нуждаются в специальном разрешении регулирующих органов. К счастью, есть надежда, что все эти “детские болезни” регуляторов скоро канут в прошлое – несмотря на все ограничения, дроноводы собрали внушительную статистику, подтверждающую адекватность и безопасность оказываемых услуг. Броня бюрократизма все чаще дает трещину, а регуляторы задумываются о послаблениях.
В августе 2017 года Марон Кристоферсон заключил соглашение с израильской фирмой Flytrex – вместе им удалось убедить транспортные власти Исландии внедрить сервис доставки продуктов в местечке со звучным эльфийским названием Elliðárvogur, Рейкьявик. Операторы принялись грузить на беспилотники посылки весом до 3 кг, и отправлять их в автономный полет по фиксированному маршруту, соединяющему две части города.
Чуть позже Aha добавила к сети 13 новых маршрутов, охватив половину городской общины – регуляторы даже позволили дронам отклоняться от заданных траекторий на расстояние до 700 метров. В 2018 году к сервису подключились около сотни ресторанов и кафе, а дроны начали доставлять посылки в отдельные домохозяйства, владельцы которых заручились разрешением соседей на пролеты БЛА в непосредственной близости от их участков.
На эффективность сервиса серьезно влияют погодные условия: к несчастью, в дождливой и ветренной Исландии дронам приходится оставаться на земле практически 50% от всего времени. Но даже при таком раскладе, применение дронов себя оправдывает, эти аппараты сокращают время доставки с более чем 20 минут всего до четырех.
Работает сервис следующим образом: в случае, если погодные условия позволяют дронам отправиться в путь, пользователи получают возможность выбрать соответствующий тип доставки в мобильном приложении. Курьер ресторана доставляет укомплектованный заказ в распределительный центр Aha, где посылку помещают в грузовое отделение дрона, задавая точку назначения при помощи отдельного устройства. Потребитель получает соответствующее уведомление, и может отслеживать перемещения дрона по карте. Когда аппарат достигает пункта назначения, покупатель вводит в приложении код, подтверждает готовность принять заказ, а затем дрон опускает посылку на тросике. Предусмотрена и защита аппарата от вандалов и хулиганов, если клиент решит изо всех сил дернуть за трос, беспилотник попросту отпустит свой конец и улетит на базу.
В ближайшее время компания обзаведется всепогодными дронами, разработанными китайским гигантом DJI. Как ожидается, такие аппараты смогут совершать до ста вылетов в день. Камеры и радары в навигации не участвуют – дроны руководствуются исключительно данными GPS. За полетами присматривают сотрудники Aha – в случае, если что-то пойдет не так, дрон отзовут или медленно посадят на землю, сопровождая приземление громким предупреждающим сигналом.
Руководитель Flytrex Ярив Баш уверен, что доставки беспилотниками по исландскому образцу стартуют в ряде стран уже в ближайшие годы. Компания планирует развернуть аналогичный сервис в Холли Спрингс, США, Северная Каролина. Собственный проект по доставке еды по воздуху продумывает и Uber.
До конца ноября 2018 года компания Airbus приступит к доставкам провизии и запчастей на суда, вставшие на якорь у берегов Сингапура, – в проекте участвует компания Wilhelmsen. Как ожидается, стоимость воздушной доставки окажется на 90% ниже, чем в случае использования катера, а безопасность, напротив, существенно возрастет.
Китайский гигант Alibaba запустил сервис доставок малых грузов беспилотниками в промышленном парк Цзиньшань, Шанхай. Как ожидается, в ближайшее время аналогичные проекты стартуют и в других регионах Поднебесной.
Большинство проектов, предполагающих использование курьерских беспилотников, разворачиваются там, где главенствует малоэтажная и “разбросанная” застройка. Едва ли жители Манхэттена или центрального Лондона увидят за окнами курьерские БЛА в ближайшие годы: в большинстве подобных городов средняя дистанция доставки не превышает 1 км, а потому велосипед или самокат оказываются эффективнее дрона. Другое дело – Рейкьявик и похожие на него города, средняя дистанция доставки заказа в которых составляет порядка 7 км.
Истинный потенциал дронов раскрывается в странах со слабо развитой инфраструктурой, например, в Танзании. Немецкие тилтроторы Wingcopter взлетают и садятся вертикально, а в горизонтальной плоскости летают как обычные самолеты. Такой подход серьезно повышает скорость и радиус действия аппаратов. Дроны, закупленные DHL, доставляют образцы крови из клиник в лаборатории, преодолевая порядка 60 км за 40 минут. Не будь в стране подобного сервиса, врачам пришлось бы задействовать автомобили и паромы, а время доставки выросло бы до 6 часов.
Компания Zipline, развернувшая сеть из грузовых БЛА в Руанде, не концентрируется на изысках вроде вертикального взлета – небольшие аппараты с фиксированным крылом стартуют с катапульты и сбрасывают грузы на парашютах. Дроны используются для доставки крови для переливаний в удаленные сельские клиники.
Доставка медикаментов, образцов для анализов и крови для переливаний, неизмеримо ценнее доставки пиццы – к тому же, африканские дроноводы торят путь для развития аналогичных сервисов по всему миру.
Совершенствуются и технологии, обеспечивающие безопасность полетов. Так, например, геофенсинг не позволяет дронам случайно оказаться в области, где им находиться не следует – например, в окрестностях аэропорта. Многие производители оснащают БЛА автоматизированными системами уклонения от столкновений – в ближайшие годы такие аппараты смогут начать уверенно летать в городском пространстве.
Помимо доставки, в ближайшие годы дроны возьмут на себя и другие важнейшие задачи – аппараты поступят на вооружение медиков и спасателей, доставят пострадавшим дефибрилляторы, помогут пожарным и даже присмотрят за состоянием городской инфраструктуры. Многие проекты уже “взлетают” – причем буквально. И это не может не радовать!
По материалам: economist.com. Фото в заголовке – pixabay.com.
Следить за новостями летающих беспилотников удобно в телеграм-канале proUAV
Рубрика: Личные блоги. Метки: беспилотники, роботизация.