15 июля 2014 года
Фотопроект «Город на память». 134. Музей ретро-автомобилей на Рогожском Валу
Экспозиция Музея ретро-автомобилей размещена в пяти залах по тематическому принципу. Посетителей встречает парадная американская и европейская автоклассика 1920-1940-х годов, в следующих залах полная коллекция продукции АЗЛК «Москвич», гоночные и спортивные автомобили, машины Великой Отечественной войны, служебный транспорт, история советской автопромышленности, коллекция представительских авто из Гаража особого назначения. Отдельный зал посвящён расцвету американского автопрома 1950-1960-х годов. Предмет особой гордости сотрудников – экспонаты из автомобильной коллекции Политехнического музея.
Перед осмотром музейной коллекции корреспондент пообщался с главным хранителем фондов Анной Красновой и коллекционером Евгением Чудаковым (который стоял у истоков), рассказавших о первых шагах музея.
Музей ретро-автомобилей располагается в гаражах, построенных для 4-го Автокомбината по перевозке мелких грузов.
Смотрите старые фотографии: Рогожский вал. 1956 год: https://pastvu.com/p/98060
Снимок сделан на территории материальной базы главснаба Министерства тяжёлой промышленности СССР. Сейчас на её месте жилая застройка. На заднем плане видны гаражи 4-го автокомбината.
Предприятие было выведено в область на рубеже 1990-2000-х годов и по решению столичного мэра Юрия Лужкова опустевшие помещения передали автомобильному музею, идея создания которого витала в воздухе. Сразу несколько коллекционеров мечтали показывать свои машины широкому кругу посетителей. Ретроавтомобили участвовали в городских мероприятиях, например, возили Деда Мороза на Красную площадь, Лужкову это понравилось и городской глава поддержал энтузиастов.
Хотя здание и не имеет статуса памятника, это прекрасный образец промышленной архитектуры с просторными, воздушными залами, сохранившимися фермами перекрытиями. Кстати, похожее здание есть в Лондоне и тоже используется как музей. Построен гараж был в 1951 году, а до этого здесь была железнодорожная товарная станция Рязанского направления.
В 2005 году коллекция была невелика – 15-17 ретроавтомобилей, но уже спустя четыре года музей возглавил Дмитрий Октябрьский, сформировалась нынешняя концепция, музейные фонды стали интенсивно пополняться новыми экспонатами. Сейчас посетители могут осмотреть примерно 240 единиц различной техники, это автомобили, мотоциклы, велосипеды и даже аэросани. Новый музей быстро стал популярным у взрослых и детей, автолюбители устраивали праздники, отсюда стартовали международные ретроралли.
Некоторые экспонаты являются собственностью Музея ретро-автомобилей, несколько очень редких машин любезно предоставлены Политехом, немалую часть составляют автомобили частных владельцев. Это взаимовыгодное сотрудничество, частные машины хранятся в тёплом помещении под охраной и в то же время доступны для обозрения публики. Для посетителей в этом есть и такой большой плюс, как ротация, постоянное обновление экспозиции: некоторые машины владельцы забирают и их места в музейных залах занимают другие раритеты.
Многие машины на ходу и в летнее время выезжают в автопробеги и ретроралли, участвуют в тематических автомобильных выставках в Манеже, Сокольниках, Крокусе. Автомобили с логотипом музея можно увидеть на мероприятиях столичного Департамента транспорта, например, на Фестивале московского такси. В рамках акции Департамента культуры «Ночь в музее-2014» посещаемость составила 15 000 человек.
Во время прогулки между рядами экспонатов возникают самые разные вопросы, вот почти философская тема о судьбе отечественной автомобильной промышленности. Увы, из оригинальных разработок сразу вспоминаются «Победа» и «Нива», а остальная продукция сильно напоминает зарубежные первоисточники. Так, первый советский серийный автомобиль ГАЗ-А изготовлен по контракту с корпорацией Ford и является точной копией американского Ford-A. Автозавод имени КИМ (АЗЛК) начинался с модели КИМ 10-50 (Ford Prefect), а вскоре появился Москвич-400 – полный аналог немецкого Opel Kadett K38. При создании ГАЗ-21 изучался американский опыт (Ford Mainline, Plymouth Savoy). «Копейка» ВАЗ-2101 была создана по соглашению с итальянцами по прототипу Fiat 124. Складывается ощущение, что, покупая иностранные лицензии, власти просто тормозили развитие отечественной конструкторской мысли.
А вот в «американском» зале таблички с описанием экспонатов не слишком обязательны, здесь нужно получать эстетическое удовольствие от созерцания классических Cadillac, Chevrolet, Ford, Plymouth. Это было время смелых дизайнерских идей, которые успешно воплощались в США. Прошли годы и автомобильная столица Детройт превратилась в город-призрак, переживающий экономическую и демографическую катастрофу.
Совершенно другие эмоции в «военном» зале – полноприводные «иван-виллисы» ГАЗ-67, мотоциклы разведчиков М-72, грузовики ГАЗ-АА (к началу войны в РККА было свыше 150 000 «полуторок»), штабные «Эмки» М-1 – всё это героические страницы нашей истории. При большом количестве военно-исторических музеев в СССР не было государственной профильной площадки, где выставлялись и реставрировались бы именно автомобили. Всё делалось руками энтузиастов, которые сохранили эти реликвии для потомков.
К сожалению, летом 2014 музейный двор пока пустует. Ещё недавно здесь можно было увидеть автобусы и грузовые автомобили в разной степени сохранности. В конце этого репортажа можно посмотреть на стоявшие во дворе военный фургон МАЗ-200, автокран, бортовой ЗиС-150, пожарные машины, самосвал на шасси ЗиЛ-164. Они были сфотографированы осенью 2010 года.
Отсутствие крупногабаритной техники объясняется прежде всего интересом коллекционеров к легковым автомобилям, мало кто станет покупать и реставрировать самосвал или автокран. Да и найти ретрогрузовик 1950-1960-х годов непросто, в советское время такая техника работала на износ, а после распада системы в Москве были ликвидированы ведомственные гаражи и автобазы. В этом контексте можно упомянуть и о печальной судьбе коллекции Мосгортранса, которая существует на задворках нескольких режимных автопредприятий и недоступна для посещения любителями автостарины. Хотелось бы, чтобы горожане в будущем увидели не только элегантную классику, но и машины-труженики: самосвалы, молоковозы, тягачи, коммунальную и строительную технику советского времени.
Как сообщает официальный сайт Музея ретро-автомобилей http://auto-retro-museum.ru/, «Здесь вы можете погрузиться в атмосферу прошлого, в те далекие времена, когда автомобиль был невиданным новшеством, предметом роскоши и гордости. В залах музея можно преодолеть непреодолимое – стать повелителем времени, дотронуться до предметов прошлого, вспомнить давно ушедшее детство и мысленно унестись вдаль на красивом автомобиле детской мечты.
Мы будем очень рады рассказать Вам об эволюции технической мысли, об удивительном процессе совершенствования автомобиля, в котором человек выступает как истинный ТВОРЕЦ. Вы поймете, как из огромного количества различных идей рождается истина, как действует законы естественного отбора в познании мира, как оправданные технические решения превращаются в классику автомобилестроения.
Мы рады молодым посетителям и очень надеемся, что кто-нибудь из них будет покорен красотой старинных автомобилей и, может быть, в дальнейшем свяжет свою жизнь с автомобилестроением и сможет воплотит в жизнь нашу мечту о совершенном отечественном автомобиле.
Главной целью музея является сохранение технического антиквариата. Только сейчас в наше общество приходит понимание, что все эти годы мы варварски уничтожали удивительные экземпляры технических средств, некоторые из которых представляют не только техническую, но художественную ценность».
У каждого автомобиля из этого собрания своя судьба, своя история. Вот они – раритеты из Политехнического музея.
Выглядит неказисто, зато всё своё, родное. Подлинность высоко ценится среди коллекционеров
Породистые аристократы 1930-1940-х годов
А это уже отечественные представительские лимузины
Американская лицензия и немецкий трофей – предтечи наших «Москвичей»
АЗЛК закрыт, его музей остался
Большинство «американцев» на ходу и участвуют в ретроралли по московским улицам
Европейцы выглядят гораздо скромнее
Армейские машины разных поколений – от Халхин-гола до Кабула через Сталинград и Берлин
Аэросани – автомобиль для тундры
Тракторам тоже нашлось место в этой разнообразной коллекции
Городские машины советского времени – скорая помощь, милиция, такси
Мотоколяски для инвалидов появились в первые послевоенные годы
А это народное творчество: собери автомобиль своими руками
Автобус только что вернулся со съёмок фильма «Любить по-советски»
Спорт, спорт, спорт!
2010 год. Артист Леонид Ярмольник разыгрывает лоты на аукционе
В залах периодически происходит ротация, частные коллекционеры забирают свои машины, но появляются другие. Это экспонаты, выставлявшиеся в музее в 2010 году.
Сейчас во дворе грустят несколько ГАЗ-51 с кузовами кунг. А четыре года назад компания у них была весьма представительная и разнообразная. Это тоже фотосъёмка 2010 года.
ГУ Музей ретро-автомобилей
Москва, ул. Рогожский вал, 9/2
Телефон для справок: 8 495 678-0291
Музей открыт для посетителей с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник.
Стоимость входных билетов:
Взрослые 300 рублей
Дети, студенты, пенсионеры, инвалиды 150 рублей
Кассы закрываются за полчаса до закрытия музея.
В дни исторического наследия и во время акций «Ночь в музее» вход в музей бесплатный.
В музее проводятся организованные экскурсии, работает бесплатный видео-гид OPAS-GPS путеводитель.
Бесплатная парковка для посетителей музея.
Видео- и фотосъёмка в музее разрешена.
На официальном сайте http://auto-retro-museum.ru/ можно посмотреть фотографии автомобилей, 3D панораму музейных залов, в статьях приведена информация об истории некоторых экспонатов.
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – музей Центрального Московского ипподрома…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, прогулки по Москве, Музей ретроавтомобилей.