13.11.2018 12:30

«Город на память». 141. Канал имени Москвы. Химки

14 августа 2014 года
Фотопроект «Город на память». 141. Канал имени Москвы. Химки

Москва – порт пяти морей. Действительно, водным путём из столицы можно добраться в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское и Белое моря. С 1937 года пассажирские теплоходы и баржи с грузом стали прибывать в Москву по новой, рукотворной водной артерии. В составе канала Москва-Волга более 240 различных гидротехнических сооружений: земляные и бетонные плотины, шлюзы, гидроэлектростанции и насосные станции, причалы и пристани. Его крупнейшим объектом стал Северный (Химкинский) речной вокзал (архитекторы А.Рухлядев, В.Кринский, 1937).

Осенью 2010 года было принято решение закрыть Речной вокзал по причине его аварийного состоянии. Разрушение началось ещё в 1990-е годы, когда здание находилось в аренде некой коммерческой фирмы, затем было передано унитарному предприятию «Канал имени Москвы». При этом любые ремонтные работы должны быть согласованы с Москомнаследием, которое курирует памятники архитектуры. Пока организации договорятся о проекте реставрации, – в Москве-реке много воды утечёт и уникальное здание может просто превратиться в руины.

Мы привыкли к современному ландшафту Химкинского водохранилища, но когда-то здесь было сухо. Наполнение водохранилища началось 11 ноября 1936 года.

Смотрите старые фотографии: Строительство речного вокзала. 1932-1936 гг.: https://pastvu.com/p/37416

Смотрите старые фотографии: Увидеть довоенный ландшафт можно в кинокомедии «Волга-Волга». 1938 год: https://pastvu.com/p/25354 Правее здания вокзала находился причал для катеров.

Смотрите старые фотографии: А ещё правее – большой песчаный пляж, который закрыли в 1970-1980-х в связи с расширением причала. 1954 год: https://pastvu.com/p/10340

«За вокзалом чуть не на десять километров вдоль берега озера зазолотились пляжи, сверкают зеркальные витрины кафе, в гавани снуют шлюпки, моторные лодки, управляемые загорелыми спортсменами. С берега озера нам видны кренящиеся под порывами ветра яхты, профили теплоходов, пересекающих водное пространство. Вон там, далеко под водой, выступили острова; они созданы для отдыха после прогулок по озеру. Справа от шоссе, окаймляющего береговую полосу, выстроилась вереница новых зданий – коттеджей. За ними море зелени.

Многие москвичи помнят, что здесь был лес, лес неблагоустроенный, с кочками и пнями. Теперь на его месте расцвел густой парк, оживленный водой канала. Химкинское водохранилище питает многочисленные фонтаны парка. Струи воды алмазной стеной окружают павильоны причудливой архитектуры, насыщают воздух свежестью. По красоте это место не уступает такому прославленному произведению искусства, как ленинградский Петродворец»,- так описывает окрестности Речного вокзала Анатолий Логинов, автор путеводителя «Наша Москва» (1947).

В советское время по каналу проходили пассажирские линии дальнего плавания Москва — Горький, Москва — Астрахань. Они были закрыты в 2005 году, остались туристические круизы на трёх- и четырёхпалубных теплоходах. Снаружи они выглядят вполне ретро, большинство построено в 1970-1980-е годы, но внутри обстановка более чем комфортная. Во время реконструкции всё старое было снесено, каюты и другие помещения отстроены заново в соответствии с современными требованиями.


В ноябре 2011 года у причала произошло чрезвычайное происшествие, сгорел пришвартованный теплоход «Сергей Абрамов». Это на нём путешествовали по российской глубинке персонажи кинокомедии «День выборов».

Напротив Северного речного вокзала находится небольшая экспозиция музея Военно-Морского флота. Среди его экспонатов подводная лодка «Новосибирский комсомолец» из Северодвинска и экраноплан «Орлёнок» с Каспия.

По соседству с пассажирским вокзалом расположен Северный грузовой порт, который имеет 10 капитальных механизированных причалов общей протяженностью причального фронта 1128 м. В последние годы порт занимается только выгрузкой минерально – строительных материалов, доставляемых с берегов устья Сози и Московского моря. В год порт перерабатывает более 3.5 миллионов тонн песчано-гравийной смеси. Непрерывном потоком идут автомашины из порта во все районы Москвы, доставляя песок на стройки. Прежде канал имени Москвы использовался для транспортировки различных строительных материалов, леса, зерна, нефти, угля.

Смотрите старые фотографии: Здание администрации порта и дебаркадеры. 1937 год: https://pastvu.com/p/13497

Смотрите старые фотографии: Грузовой порт. 1976 год: https://pastvu.com/p/46290

Портовые краны напоминают марсианские машины из романа Герберта Уэллса «Война миров»

На водохранилище можно заняться водным споттингом, у причалов стоят или проплывают мимо разнообразные пассажирские, прогулочные и грузовые суда. Среди этой мирной флотилии выделяется «Дружный» — cторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник», бывший боевой корабль ВМФ СССР и Российской Федерации с экипажем 180 матросов и офицеров, оснащённый артиллерийским, ракетным и противолодочным вооружением. В 1975 году сторожевик «Дружный» был включён в состав Балтийского флота, а в 2003 году исключен из состава флота и переведён в Москву, где планировалось переоборудование то ли в музей, то ли в культурно-развлекательный центр.

Сторожевой корабль пришвартован к портовому хладокомбинату и словно охраняет Ленинградский мост. В годы Великой Отечественной войны здесь проходил рубеж обороны с окопами, дотами и пулеметными колпаками, здесь ополченцы готовились встретить немецко-фашистских захватчиков. В октябре 1941 года вражеские разведчики-мотопехотинцы прорвались на мост, но были отброшены советскими мотоциклистами.

Смотрите старые фотографии: Под мостом проходит один из довоенных теплоходов. 1956 год: https://pastvu.com/p/11385

Ленинградский мост был построен в 1937 году вместе с другой инфраструктурой канала «Москва-Волга». Он оказался не слишком широким и со временем перестал отвечать растущим требованиям. В 1960-е годы рядом с ним стали строить новый мост, который открылся для движения в 1969 году. Позднее арочный мост демонтировали, сплавили по Москве-реке и установили на Рязанском шоссе.

Смотрите старые фотографии: Старый и новый мосты. 1971-1978 гг.: https://pastvu.com/p/329

Берега канала за МКАДом не отличаются разнообразием ландшафта: всё больше новостройки да лесочки


Для ремонта отдельных участков канала может потребоваться их временное осушение. Для подобной ситуации предусмотрены заградительные ворота, которые при помощи лебедок поднимаются со дна.

Смотрите старые фотографии: Мост Октябрьской железной дороги до заполнения канала. 1935 год: https://pastvu.com/p/56551

Смотрите старые фотографии: Мост Октябрьской железной дороги. 1950-1960-е гг.: https://pastvu.com/p/15478

Завершим водный променад рассказом о самых известных в СССР прогулочных судах. Первое судно серии «Москвич» было спущено на воду в 1948 году Московским судостроительным заводом. Теплоходы проекта № 544 очень долго оставались самым распространенным типом прогулочного флота. Прогулочный речной теплоход «Советский Союз» серии «Москвич» построен в 1954 году. Длина судна – 26 метров, ширина – 4,5 метра. Водоизмещение – 88 тонн. Силовая установка представлена двумя дизельными двигателя (110 л.с.) и двумя генераторами. Скорость хода 20 узлов.


Ещё один «Москвич» – с современным названием «Наталья»

На смену «Москвичу» в 1969 году пришёл более комфортабельный теплоход «Москва» (проекты Р-51, Р-51Э). Этот двухпалубный пассажирский речной теплоход рассчитан на 300 пассажиров, предназначен для водных прогулок, экскурсий и перевозок на местных линиях («речной трамвай»). Проектная скорость до 23-24 км/ч.

Прогулочный теплоход на подводных крыльях «Ракета» (этот экземпляр изготовлен в 1968 году). Выпуск «Ракет» начался в 1957 году и продолжался до середины 1970-х. Всего было построено около четырёхсот теплоходов, которые использовались в СССР как пассажирский транспорт.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – музей «Моторы войны»…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, Канал имени Москвы, речная навигация, теплоходы, Химкинское водохранилище.

Другие публикации