Рабочая группа программы “Цифровая экономика Российской Федерации” завершила исследование, целью которого было изучение ландшафта мирового законодательства в области робототехники и ИИ с целью поиска подходов к созданию российского регулирования робототехник. Проект возглавляет руководитель Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и ИИ АНО “Робоправо” Андрей Незнамов.
Юридические рекомендации группы на сегодня сводятся к следующему. Если робот причинит вред, предлагается искать человека, который за этот вред ответит. Например, если проблема случилась в связи со сбоем программы, предлагается предъявлять претензии к программисту. Если проблемы случились по вине телеуправляемого робота, виноватым может оказаться оператор. Если робот самообучаемый, то виновным предлагается считать “человека, который больше всех повлиял на обучение робота”, – странная идея, не находите? Представим, например, что робот самообучался, например, на примере телепередач первого канала, можно будет затем предъявлять претензии за его поведение к руководству этого телерупора?
Предлагается разработать требования, которые можно будет предъявить к конструкции робота, вплоть до используемых датчиков. С таким детальным подходом как бы не исчезли желающие заниматься робототехникой в стране, где готовы столь детально всё зарегулировать еще до того, как робототехника получит хотя бы минимальное развитие.
Предлагается снабжать роботов “черными ящиками”, куда будет сохраняться вся информация о том, что “видел” и слышал робот на момент, когда возникла спорная ситуация, а также обязать снабжать роботов “красной кнопкой”, которая позволит любому человеку произвести экстренное отключение машины в случае, если что-то идет не так.
Учитывая разнообразие конструкций и назначения роботов, вряд ли кто-то может сформировать разумный единый подход к их “регулированию”. Даже попытка сформулировать стратегию развития робототехнической отрасли в России на сегодняшний день может принести больше вреда, нежели чем пользы. Такой документ может оказаться ограничителем, который затормозит или сделает невозможным активное развитие отрасли.
Судите сами: те правила, что уместно будет прописать в законе по-отношению к робомобилю или летающему такси, вряд ли стоит распространять на научных роботов, действующих в космосе или софтробота-игрушку. То, что принципиально требуется от коллаборативных манипуляторов, не стоит пытаться получить от обычных промышленных роботов.
Сейчас, в условиях серьезного отставания российской робототехники от ее развития в ряде ведущих стран, важно предоставить как можно больше свободы творческим людям и их коллективам, максимально освободить их от любых ограничений, в том числе регуляторного характера. Россия на многие годы отстала в робототехнике и существенное вмешательство в этот процесс чиновников и других желающих устанавливать правила, разрешать и не разрешать, лишь закрепит это отставание.
Что стоило бы сделать, так это обязательность страхования роботов, способных причинить человеку серьезный вред, особенно используемых коммерческими организациями. Размер страховки должен быть “привязан” к потенциальным проблемам, которые может за собой повлечь использование именно этого робота. Скажем, если он может убить несколько людей, например, если речь идет о роботе-грузовике, страховка должна быть значительной, адекватной ущербу, достаточной для крупных материальных компенсаций семьям погибших. Это куда более действенная мера, чем посадка в тюрьму какого-нибудь программиста, который кодил автопилот грузовика.
Подробнее о регулировании робототехники; фото – pixabay.com
Рубрика: Личные блоги. Метки: роботы, робототехника, роботизация.
В столице состоялся Национальный чемпионат по робототехнике «ROBOTICS CHAMPIONSHIP – Москва 3.0.».
Виртуальный Санта Клаус доволен: в 2018 году ИИ вел себя хорошо. Особых сокращений и ужасов не последовало, а в мир пришли замечательные инновации.
Пока эксперты спорят о том, способно ли человечество создать безаварийные робомобили, автономные грузовики методично таскают грузы в карьерах и на строительных площадках.
Автономные модульные роботы: “виртуальные конвейеры” и гибкая логистическая сеть для мира будущего?
Анималистические роботы - квадрупеды Boston Dynamics и ANYbotics привлекают внимание, однако есть ли у таких поделок коммерческий потенциал? Разберемся!
Тренд на удешевление стоимости промышленных роботов вскоре дополнится упрощением и удешевлением их интеграции и программирования. Промышленная революция уже на подходе?
Пожарных Китая оснащают роботами, способными заливать огонь водой или пеной, отводить дым и обнаруживать источники возгорания.
Может ли искусственный интеллект писать классическую музыку, неотличимую от творчества людей? Вопрос запоздал на пару лет.
Развертывание робомобилей: дорогостоящий пиар и популизм властей развитых стран или насущная необходимость, нуждающаяся в любых доступных инвестициях?
В ближайшие годы многим корпорациям придется выбирать между тотальной автоматизацией производства и включением в процессы горстки людей. Каким окажется выбор?
Роботизация - тропа к безработице, неравенству и Скайнету, или отличный инструмент для построения мира 2.0? Давайте разберемся!
В ближайшие годе, через океан грузы перевезут морские и воздушные беспилотники. Какие? Давайте разберемся!
В Таиланд приходят роботы: национальная компания CT Asia Robotics представила миру новое поколение роботов Dinsow Mini с элементами искусственного интеллекта.
Помимо услуг такси, робомобили займутся доставкой товаров. Cleveron задумались о том, что будет, если оснастить автономного курьера роборукой.
Сеть супермаркетов Walmart планирует начать эксплуатацию роботизированных автономных чистящих пол машин в своих магазинах, начиная с конца января 2019 года.
СМИ пугают обывателя угрозой потери работы из-за роботы. Стоит ли этого опасаться и чего стоит ожидать на самом деле.