В преддверии зимы Московская языческая община «Коляда Вятичей» провела сложный, наполненный эмоциями праздник, посвященный богине зимы, холода и смерти Морене.
Морена, Марена, Морана, Мара. Вселенское обличие смерти. Жуткая богиня, приходящая со своими злокозненными приспешниками, духами ночи, известных под названием «мары» или «моры» (кикимора – самый известный из этих духов).
Морена была дочерью снежной богини Леды и женою оборотня-Кащея, способного на любого наслать «карачун», то есть смертельную болезнь.
Богиня смерти играла очень важную роль в мировоззрении древних славян и существовавших празднествах и ритуалах. Смерть каждого из людей – печальное, но, в общем-то, абсолютно частное дело. Куда важней начало смерти в природе: наступление ночной тьмы и приход зимы. Морена и была олицетворением этого всеобщего умирания. Но необратимой такая гибель быть не могла, ведь на смену темноте ночи всегда приходит свет дня, а холодную зиму прогоняет весеннее тепло. Морена, сама, будучи воплощением смерти, избегнуть таковой была не в силах.
Люди всегда старались принять участие в космической битве добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Древние обряды – лучшее тому свидетельство. Во время празднования Ивана Купалы, например, непременно сжигалось чучело, наречённое именем Морены. А в определённый день ранней весны, все женщины, и старые, и молодые, выходили в огороды, и долго гонялись с мётлами в руках за невидимой Мараной, выгоняя её прочь, а с ней и надоевшую зиму.
Именно она, Мара-Морена обрезала нить человеческой судьбы, если верить древним сказаниям. Именно она, в образе «злой девки Маринки» искушала богатыря Добрыню в сказаниях. В её имени – протоарийский корень «mr», что можно прочитать как «мор». Буддийское божество Мара олицетворяет собой зло, недобрую фею Моргану из легенд о короле Артура помнят многие, у древних кельтов была Морриган, забиравшая души воинов с поля битвы, а славянам она могла почудиться в виде марева-Полудницы среди жарких летних полей.
Но, Марена – это ещё и воплощение судьбы, или «доли», то есть того неизбежного процесса, частью, «долей» которого должен стать каждый в этом мире. Без смерти не будет новых рождений. Тёплые весенние ветра сменят зимние морозы, день обязательно победит ночной мрак, и место ушедших дедов займут их внуки. А одним из главных действующих лиц в этом театре жизни будет Морена – богиня смерти.
Праздник проходил на лосином острове в Москве. Участники начали собираться днем, а основное действо началось в сумерках. Потому что сумерки в данном случае символизируют границу нашего мира и мира духов. В языческой традиции это называют границей между Явью и Навью. Участники одеты в основном в темные одежды, у тех, кто символизирует темных духов Нави, закрыты лица. У женщины – Морены тоже закрыто лицо, так как смерть не имеет лика. Люди становятся в круг перед костром. Все действо происходит в полном молчании. Один из участников обходит по кругу всех 3 раза. В руках у него небольшой корабль. Все кто стоит в круге, могут положить в этот корабль свои послания в мир духов. Записки с теми вещами, от которых хочется избавиться, черные и белые ленты, какие-то мелкие вещи. После того, как корабль наполнен, с ним проходят еще трижды по кругу, после чего он отправляется на костер. Шаман обходит круг, стуча в бубен, немного останавливаясь у каждого человека. Люди стоят с закрытыми глазами. Горит костер. На лес уже спустилась тьма. И только редкие щелчки моего затвора как бритвы режут волшебство момента.
Рубрика: Репортаж. Метки: язычество, славяне.