Мало кто задумывается о том, что фарфор – это не просто чашки и тарелки, а самые настоящие произведения искусства. И создание этих самых произведений – дело весьма сложное, тонкое и творческое. И в плане создания фарфоровых чудес Россия ничуть не уступает знаменитому в этой отрасли Китае. Ведь в славном городе Санкт-Петербурге есть Императорский фарфоровый завод – крупнейшее в России предприятие по производству художественных фарфоровых изделий.
История завода уносит нас в далекий 1744 год. Именно тогда императрица Елизавета Петровна издала указ о создании первого в России фарфорового производства. А в качестве главного кудесника и создателя «белого золота» на завод был приглашен Дмитрий Виноградов (соученик и друг Михаила Ломоносова), которому опытным путем удалось создать уникальный рецепт. За годы существования завода многое менялось – название, руководство, методы, оборудование), но создатели фарфоровых чудес помнят и чтят этого великого человека, добавляя в узоры и орнаменты виноградную гроздь.
Давайте вернемся в современность и заглянем одним глазком в святая святых – на производство фарфора.
Перед вами недавно обновленный фасад Завода.
Чтобы попасть в цеха, нужно преодолеть внутренний дворик завода.
Кучка керамических останков хоть и выглядит печально, но на самом деле это вовсе не бракованные изделия, а всего лишь масса для заполнения свободного пространства в печах, которое порой возникает при обжиге фарфора.
Дальше мы пойдем немного не по порядку. Перед вами помещение, в котором уже готовые фарфоровые чудеса сортируют и готовят к отправке заказчикам.
Некоторые внутренние помещения завода хоть и выглядят не очень ново, но, как мне показалось, имеют какой-то свой шарм и очарование, каким обладают некоторые предприятия почтенного возраста.
Дальше мы попадаем в отдел крупных форм. Несмотря на то, что фарфор считается материалом для более миниатюрных изделий, крупногабаритные вазы и фигуры тоже имеют место быть и выглядят весьма впечатляюще.
А где-то в закромах мне даже показали кусочек фарфоровой Статуи Свободы.
Самая творческая часть производства. Здесь трудятся художники. И трудятся поистине героически, ведь работа художника по фарфору требует не только таланта, но и уникального умения работы с палитрой. Цвета после обжига готового изделия кардинально меняются. Получается, что художник рисует одно, а в голове должен видеть совсем другое – то, что выйдет из печи. Отдельно стоит отметить то, что в разное время на заводе трудились многие выдающиеся художники своих времен. Здесь поработали Воронихин, Кандинский, Малевич, Петров-Водкин, Воробьевский и многие другие таланты.