5 мая 2017 года
Фотопроект «Город на память». 318. Земляной Вал (Таганка)
Перебравшись через Яузу, улица Земляной Вал выходит на финишную прямую к Таганской площади. Здесь можно приобщиться к искусству в Театре на Таганке и к истории в Доме русского зарубежья, а по дороге оценить творчество скульптора Рукавишникова, представленное головой гладиатора и автомобилем Воланда.
Этот снимок сделан с холма от усадьбы «Высокие горы» в направлении Таганской площади. Справа виден фрагмент фасада дома Земляной Вал, № 52 строение 1 (1939-1947, архитектор С.Сергиевский)
Земляной Вал, № 58 – бывший доходный дом (1901, архитектор П.Киселёв)
Земляной Вал, № 59, строение 1 – административное здание
Земляной Вал, № 59 – Арт-пространство «Рукав» – это открытая творческая мастерская скульптора Александра Рукавишникова, открывшаяся в 2012 году и задуманная как место сосредоточения одаренных и близких по духу людей, занятых теоретическими и практическими вопросами современного искусства. Среди работ профессора Рукавишникова памятники Льву Яшину на стадионе «Динамо» и в Лужниках, Александру II у Храма Христа Спасителя, Юрию Никулину у цирка на Цветном бульваре, Мстиславу Ростроповичу в Брюсовом переулке, Муслиму Магомаеву на пересечении Елисеевского и Вознесенского переулков. Одним из первых известных произведений скульптора стал памятник Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище.
В сквере на Земляном Валу выставлены фрагмент скульптуры «Гладиатор» и фрагмент композиции, посвящённой Михаилу Булгакову.
Земляной Вал, № 61, строение 2 – административное здание принадлежит МТФ Мостоотряд-18, это обстоятельство объясняет оригинальный фасад с использованием массивных металлоконструкций.
Земляной Вал пересекается с Николоямской улицей. Николоямская улица, № 29 строение 3
Николоямская улица, № 30. Здание располагается вплотную к проезжей части и пешеходный тротуар проложен по первому этажу.
Земляной Вал, № 60 – бизнес-центр «Николоямская Плаза»
Земляной Вал, № 64 – Московский театр русской драмы «Камерная сцена» под руководством Михаила Щепенко основан три десятилетия назад
Земляной Вал, № 71 строение 2 – вероятно, единственный спортивный объект на Садовом кольце – Физкультурно-оздоровительный комплекс «Университетский» МГУТУ имени К.Г.Разумовского с бассейном и тренажёрным залом, построен в 2012 году.
Большой Дровяной переулок, № 13 строение 3 – бывшая конюшня городской усадьбы Татарниковых построена в 1894-1895 годах по проекту архитектора Эдмунда Юдицкого
На Садовое кольцо выходят фасады домов Известкового переулка. Известковый переулок, № 1 строение 1 – новостройка 2013 года, стилизованная под историческое здание. По ссылке внизу: так прежде выглядел этот дом.
Смотрите старые фотографии: Известковый переулок. 1963-1975 гг.: https://pastvu.com/p/503547 Доходный дом (1903, архитектор В.Властов)
С XVIII века здесь торговали известью, сейчас в новых или реконструированных зданиях трудятся банковские клерки. Снос домов по чётной стороне Известкового переулка попал в кадры кинофильма «Застава Ильича» (1961).
Смотрите старые фотографии: Улица Чкалова на подступах к Таганке выглядела вот так: https://pastvu.com/p/27075 (1955 год). Снос «известковых» домов позволил значительно расширить проезжую часть.
Большой Дровяной переулок, № 4 строение 1 – жилой дом Расторгуевых (1894, архитектор Г.Кайзер)
После сноса старой застройки на этом месте образовался пустырь, ставший в 2017 году строительной площадкой.
Смотрите старые фотографии: Земляной Вал, напротив Театра на Таганке в день похорон Владимира Высоцкого. 1980 год: https://pastvu.com/p/51461
Земляной Вал, № 68 строение 3 – стильное современное здание, перестроенное из обычного советского магазина
На месте и в окрестностях жилого комплекса «Шоколад» (2011) находились цеха механического завода. Иногда считают, что где-то здесь с 1804 по 1960 год томились узники Московской губернской уголовной тюрьмы, или попросту «Таганки», но на самом деле пенитенциарное заведение располагалось в стороне от Таганской площади, в Малых Каменщиках. Ассоциация с тюрьмой возникает при виде глухих кирпичных стен театрального здания. Владимир Высоцкий: «К тому ж кирпичики на новом здании напоминают всем казённый дом».
Эту новую сцену Театра на Таганке со зрительным залом на 800 мест строили долго и Высоцкий на неё не успел выйти в качестве актёра. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев представили первые эскизы в 1972 году, а на местности тут же начался снос старой жилой застройки. Однако вскоре строители объявили антракт: то возникла необходимость перекладывать теплотрассу и коммуникации, то металлическая ферма для перекрытия над старым зданием театра оказалась меньшего размера, то прекращалось финансирование, то режиссёр Юрий Любимов вносил свои корректировки в проект. Архитекторы не только учли пожелания таганского мэтра, но совещались и с другими деятелями культуры – Ростроповичем, Моисеевым, Григоровичем.
По первоначальному проекту предполагалось снести прежнее здание театра (бывший электротеатр «Вулкан» 1912 года постройки), а на месте старой сцены устроить фойе. В какой-то момент Юрий Любимов настоял на сохранении исторического зала и оказался провидцем: в 1990-е годы в таганской труппе случился скандальный раскол с разделом имущества, но всем досталось по сцене. Сейчас это два самодостаточных театра-соседа – «Содружество актеров Таганки» с художественным руководителем Николаем Губенко и Театр на Таганке, который в последние годы возглавляли Юрий Любимов, Валерий Золотухин, Ирина Апексимова.
Из нового здания переместимся на старую сцену. В последний раз капитальный ремонт здесь проводился в 1980 году, тогда были заменены перекрытия и укреплён фундамент. В июле 2014-го «Таганка» закрылась на ремонт и театралы высказывали опасения за судьбу любимой сцены. На самом деле, были проведены противоаварийные работы с заменой старых инженерных систем, а планировка и привычные интерьеры остались прежними.
Ремонт никогда не обходится без передвижений мебели с места на место, при этом находятся какие-то старые вещи, считавшиеся потерянными. В Театре на Таганке произошло нечто подобное: на дне выдвижного ящика гримёрного стола Владимира Высоцкого обнаружился сюрприз — карандашный набросок, вариант куплета песни «Летела жизнь».
В 2015 году Нижний и Верхний Таганские тупики переименованы в улицу Высоцкого
Пришло время подновить фасад здания
Субъективно хотелось видеть в кресле худрука легендарного Вениамина Смехова, но Апексимова быстро дала понять, что занимает своё место: «Без премьер, без новой работы театр жить не может. Труппе необходимо задышать свободнее, я не собираюсь навязывать репертуар и режиссёров. Хочется, чтобы новое рождалось в атмосфере репетиций». Одной из таганских новинок стал долгоиграющий проект «Репетиции», когда молодые и маститые режиссёры представляют на суд зрителей эскизы новых постановок.
В афише Театра на Таганке совсем свежие спектакли «Кориолан», «Вий», «Эльза» соседствуют с нестареющей любимовской классикой «Добрый человек из Сезуана», «Владимир Высоцкий», «Мастер и Маргарита», «Тартюф», «Фауст», «Евгений Онегин» и другие.
В 2017 году «Таганка» http://tagankateatr.ru представила несколько премьер – «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» (классическую версию мюзикла на музыку Сондхайма в постановке Алексея Франдетти), «Красную шапочку», «Чайку 73458». Алексей Франдетти был приглашён поучаствовать в лаборатории «Репетиции» и выбрал для постановки историю про Суини Тодда, к которой давно неравнодушен. Тут всё сошлось одно к одному: стремление директора к экспериментам, интерес режиссёра к этому мюзиклу, музыкальность таганских актёров. Лишь на главную роль у Франдетти был свой кандидат – Пётр Маркин.
Первая неожиданность для зрителей – полностью изменённое пространство легендарного зала. Метаморфоза не связана с недавним ремонтом, который был проведён бережно и не затронул старые стены, помнящие Любимова и Высоцкого. Специально для спектакля «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» зрительный зал трансформирован в кафе со столиками. В своей постановке режиссёр стремится к иммерсивности, погружению зрителя в атмосферу действия и воссоздал в зале обстановку пирожковой миссис Ловетт.
Обвинённый по ложному доносу цирюльник Суини Тодд провёл на каторге долгие годы и у него было время обдумать план отмщения. Но вернувшись из мест не столь отдалённых в родной Лондон, брутальный парикмахер и его острая бритва слегка погорячились и стали вершить правосудие, перевыполняя план по убийствам. В общем, как в «Гамлете»: все умерли. Такова вкратце фабула старинной лондонской легенды, ставшей известной благодаря бродвейскому мюзиклу.
Буду резать, буду бить – парикмахер выходит на тропу войны.
Виктория Печерникова, режиссёр «Красной шапочки»: «Пьесы Жоэля Помра – это учебник по психологии, сюжеты как бы известные, но он разворачивает их таким образом, что в них начинают звучать очень острые проблемы – одиночество, непонимание, потери. В самой пьесе много персонажей – Мама, Маленькая девочка, Бабушка, Волк, Тень, Муравей, кого там только нет, – но мы решили сосредоточиться на отношениях между мамой и дочкой. Между двумя самыми близиким женщинами, отношения которых бывают как смешными, нелепыми, трогательными, так и очень тяжёлыми, жёсткими – они друг без друга не могут и вместе не могут. Девочка взрослеет, взрослеет… Волка у нас нет. Мы определяем для себя «волка» как страх, страх потери мамы у взрослеющей девочки и у мамы страх потери ребёнка. И каждая друг для друга побывает «волком». Обычная история родителей и детей. Но для меня это очень личная история».
В таганской «Красной шапочке» нет волка. Но он всё-таки будет.
Цифры в названии спектакля «Чайка 73458» означают порядковый номер этой театральной постановки. По мнению создателей спектакля, именно столько раз пьеса Антона Чехова ставилась на сценах различных театров. «Таганка» представляет классическую версию чеховского произведения. Актёры говорят, что осовременивать Чехова нет необходимости – нравы не слишком изменились за минувшие сто лет. Люди так же влюбляются, творят, страдают и умирают.
Режиссёр Дайнюс Казлаускас: «У зрителя есть возможность посмотреть на эту историю Треплева с перспективы вечности, которая в контексте вечной ночи то оживает теплыми, наполненными жизнью красками, то вновь погружается в холодный мир воспоминаний».
В спектакле заняты актёры: Ирина Апексимова, Александр Метёлкин, Александр Резалин, Дарья Авратинская, Сергей Векслер, Анастасия Колпикова, Екатерина Рябушинская, Юлия Куварзина, Галина Володина, Василий Уриевский, Сергей Трифонов, Игорь Ларин, Антон Ануров. Для Ирины Апексимовой «Чайка 73458» особый спектакль – во-первых, это дебют художественного руководителя театра на таганской сцене в качестве актрисы, во-вторых, одну из главных ролей исполняет её дочь Дарья Авратинская.
Театральные орнитологи пересчитали всех чаек.
В 1960-е годы на улице Чкалова были проведены масштабные дорожные работы – трасса сначала взобралась на эстакаду, а перед Таганской площадью нырнула в шестисотметровый тоннель. Расширение проезжей части сопровождалось сносами, о которых уже было упомянуто выше.
Смотрите старые фотографии: Перекрёсток улицы Чкалова и Ульяновской. 1962 год: https://pastvu.com/p/70374 Начало строительства Ульяновской эстакады.
Смотрите старые фотографии: Таганская площадь. 1961-1962 гг.: https://pastvu.com/p/41880 Строительство тоннеля.
Смотрите старые фотографии: Таганская площадь. 1950-1958 гг.: https://pastvu.com/p/11178
Смотрите старые фотографии: Таганская площадь, 1978 год: https://pastvu.com/p/156709
Таганский холм москвичи стали обживать в XVI веке, здесь обосновалась слобода ремесленников, изготавливающих таганы – треножные чугунные подставки для котлов. Позднее Таганку облюбовали купцы, устроившие на площади продуктовый рынок, а в 1812 году архитектор Осип Бове возвёл здесь торговые галереи, простоявшие полсотни лет. Одновременно с прокладкой тоннеля под Таганкой начались и сносы зданий, сопоставимые с зачисткой Зарядья – было уничтожено практически всё и площадь стала большой транспортной развязкой, пересечением Таганской, Марксистской, Воронцовской, Народной, Гончарной, Нижней и Верхней Радищевских улиц, улиц Александра Солженицына и Большие Каменщики.
Из примечательных зданий можно упомянуть торговые ряды 1914 года (Таганская улица, № 1, строение 1), известные в советское время как «Звёздочка» – филиал магазина «Детский мир».
Таганская площадь, № 12 – бывший кинотеатр «Таганский» с длинным узким залом в 52 ряда по 20 мест. С 2010 года в здании размещался бард-клуб «Альма Матер» (закрыт).
На фото: Александр Ф.Скляр и Пётр Мамонов на концертах в «Альма Матер»
Народная улица, № 7 – реконструированное здание, которое занимает Российский футбольный союз, отвечающий за всё, что происходит в отечественном футболе на национальном уровне – от Чемпионата России до игр сборной команды.
Народная улица, № 4 – бывший доходный дом С.Зуева (1915, архитектор В.Пиотрович)
Гончарная улица, № 29 строение 1 – храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, первые упоминания о котором относятся к началу XVII века
Гончарная улица, № 38 (1936-1946, архитектор Г.Воробьёв) – генеральский дом с многокомнатными квартирами, построенный для Главного артиллерийского управления
Старый московский двор
Станция метро «Таганская» открылась 1 января 1950 года в составе участка Кольцевой линии «Курская»-«Парк культуры»
Нижняя Радищевская улица, № 2 – Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына открылся в 2005 году. Деятельность Дома направлена на развитие отношений и укрепление связей с соотечественниками за пределами России.
Архивы русской эмиграции давно существуют в Париже, Праге, Белграде, Харбине, причём иногда экспонаты сопровождались ремаркой: «Передать в Россию после свержения большевизма». Первый шаг в деле организации в Москве специального центра изучения и сохранения наследия эмиграции был сделан в сентябре 1990 года – Библиотека иностранной литературы представила большую выставку книг старейшего издательства зарубежной России «YMCA-Press». «Русская эмиграция – это была, это есть Россия. Без русской эмиграции – России нет», – говорил директор издательства Никита Струве. Идея энтузиастов Струве и Солженицына была поддержана на городском уровне и воплотилась на Таганке: в нескольких перестроенных старых зданиях находятся библиотека, музей-архив (18 000 единиц хранения), киностудия, издательство и книжный магазин.
Кирилл Гаврилов и Александр Пушной на выставке в Доме русского зарубежья
Из окон открывается красивый вид на храм Николая Чудотворца на Болвановке (Верхняя Радищевская улица, № 20 , XVII век, перестроен О.Старцевым в начале XVIII века)
Земляной Вал завершается у Краснохолмского моста, с 1947 года здесь базировался таксомоторный парк № 5.
Смотрите старые фотографии: Краснохолмский мост. 1945-1946 гг.: https://pastvu.com/p/40903 Вид в сторону Таганской площади.
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Новодевичий монастырь…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память.