29 мая 2017 года
Фотопроект «Город на память». 332. «Союзмультфильм» с колокольней
«Союзмультфильм» – крупнейшая советская и российская государственная киностудия мультипликационных фильмов, основанная 10 июня 1936 года. Спустя десять лет мультипликаторы оборудовали рабочие места в закрытой церкви святого Николая Чудотворца на Долгоруковской улице. В этом довольно мрачном на вид здании рождались любимые несколькими поколениями детей «Ну, погоди!», «Бонифаций», «Винни Пух», всего около 1500 мультфильмов.
Первое упоминание о деревянном храме на этом месте относится к XVI веку. В 1672-1703 годах по указу царя Алексея Михайловича на месте деревянного был выстроен каменный храм, главный престол был освящён в честь Смоленской иконы Божией Матери. В дореволюционных изданиях указывалось, что колокольня, возведённая в середине XVIII века, славилась величественностью и красотой.
Смотрите старые фотографии: Церковь Николая Чудотворца. 1882 год: https://pastvu.com/p/20054
Потом возникла идея расширения храма и в 1903-1904 годах архитекторы С.Воскресенский и Н.Курдюков построили новую трапезную с приделами Николая Чудотворца и зачатия Иоанна Предтечи, а ещё через год – новую колокольню. Храм был рассчитан на 4000 верующих.
После революции в храме властями изъято свыше 17 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари, но богослужения продолжались. Журнал «Деревенский безбожник» писал в 1929 году: «В Москве, по Каляевской улице, закрывается церковь Николы». Несмотря на это сообщение, церковь устояла и ещё семь лет действовала. В 1930 году Моссовет планировал снос церкви Святителя Николая на Каляевской улице для освобождения площадки по запросу Химико-технологического института. В 1934 году храм захватили обновленцы, их лидер — митрополит Александр Введенский, после закрытия церкви Петра и Павла на Новой Басманной, перенёс сюда свою кафедру.
Смотрите старые фотографии: «Союзмультфильм». 1987-1991 гг.: https://pastvu.com/p/236966
В 1936 году Никольский храм был закрыт и приспособлен для конторских нужд Треста строительства набережных. В этом же году Моссовет распорядился устроить здесь «Центральный антирелигиозный музей». Ну а потом здание перешло к художникам-мультипликаторам и к древнейшей части храма пристроили пятиэтажный административный корпус киностудии «Союзмультфильм».
На месте алтаря устроен актовый зал. После перепланировки от храма остались стены да уничтоженное кладбище, находящееся буквально под ногами. Со временем в аварийное состояние пришла колокольня. Студия переживала разные времена – эвакуацию в военные годы, расцвет в шестидесятые и сложный период упадка в девяностые. «Союзмультфильм» отметил 80-летие и смотрит в будущее с оптимизмом. В 2016 году начался переезд студии в новый корпус в Останкино на улицу Академика Королёва, а здание церкви предполагается вернуть верующим.
Собственно этот сюжет посвящён не столько производству анимационного кино, сколько «редевелопменту» по-советски, неуклюжей попытке найти применение неиспользуемому на тот момент зданию. Будь мультипликаторы атеистами либо верующими, в любом случае люди должны испытывать чувство неловкости, входя в здание старой церкви.
За восемьдесят лет существования киностудии на ней создано более полутора тысяч мультфильмов в самых разных жанрах и художественных техниках, многие из которых вошли в «Золотой фонд» мировой анимационной классики и получили более четырёхсот международных фестивальных призов и наград.
Почти единственным направлением первых лет работы студии стали короткометражные фильмы для детей с опорой на персонажей-животных, изображённых в «диснеевской» манере. Всё производство было переведено на общую технологию «целлулоидного конвейера». С 1937 года студия начинает снимать цветные фильмы. С 1938 года на студии вводится цеховой процесс прорисовки и применение метода «эклер» (или ротоскопирование) – натурные съёмки актёров и животных с дальнейшей покадровой прорисовкой.
В первые месяцы Великой Отечественной войны все творческие группы переключаются на съёмки агитационных киноплакатов и мультшаржей. Многие сотрудники «Союзмультфильма» воевали на фронтах Великой Отечественной войны или были привлечены к съёмкам инструктивных рисованных фильмов для нужд Красной армии. С октября 1941 года проводится эвакуация части студии в город Самарканд (Узбекская ССР).
На картине изображены сотрудники «Союзмультфильма»
В послевоенное время идеологические кампании покончили с прямыми заимствованиями приёмов из американских кинообразцов и определили самобытный эстетический «канон» детского мультфильма. С шестидесятых годов расширяется диапазон стилистических, жанровых и технологических поисков и решений. В кукольном кино стали применяться полуобъёмные, «барельефные», в том числе бумажные куклы.
Постоянные персонажи «серийных» фильмов 1960-1980-х годов стали любимцами нескольких поколений зрителей: «Маугли» Р.Давыдова, «Малыш и Карлсон» Б.Степанцева, «Умка» В.Пекаря и В.Попова, «Ну, погоди!» В.Котёночкина, «Бременские музыканты» И.Ковалевской, «Винни Пух» Ф.Хитрука, «Крокодил Гена», «Чебурашка» и «Шапокляк» Р.Качанова.
Но к концу 1980-х годов студия переживает сразу несколько кризисов – кадровый, производственный, творческий. Расшатывается производственный механизм, ощущается дефицит мультипликаторов и работников цехов. Киностудия «Союзмультфильм» существует за счёт использования авторских прав на «золотой фонд» отечественной мультипликации.
Современный «Союзмультфильм» оживает после спада и осваивает новые технологии, на студии планируется возродить художественный совет, куда войдут мультипликаторы, сценаристы, художники, режиссеры. Он будет работать по нескольким направлениям – авторское кино, полнометражное и сериальное. Для расширения творческого коллектива студия восстановит практику обучения и для этого будут открыты курсы для специалистов второго звена по 2D и специалистов по 3D анимации. Курсы будут восполнять потребности студии в творческих людях и будут ориентированы на производственные запуски, то есть учиться молодёжь будет на тех фильмах, которые находятся непосредственно в производстве. Задача «Союзмультфильма» – достичь уровня производства расцвета студии и выпускать до шести полнометражных и сериальных продуктов в год.
«Союзмультфильм» возобновит контакты с компанией «Дисней», чтобы мультипликаторы могли обмениваться опытом. Киностудия сотрудничает с издательскими домами и планирует издать серию книг, в том числе и обучающих для детей. К юбилею выпущен альбом о истории русской мультипликации XX века. Будут возобновлены показы мультфильмов в кинотеатрах.
Самая свежая работа мультипликаторов – сериал «Гофманиада», созданный без использования компьютерной графики, только с помощью традиционной кукольной анимации (аниматоры Алла Соловьёва, Екатерина Богачёва, режиссёр Станислав Соколов). Для мультфильма создано около 150 кукол. Это уникальные «актеры», созданные по рисункам Михаила Шемякина. Куклы – как живые и двигаются в кадре по воле аниматора, гнётся каждый пальчик, одежды развеваются по ветру, а на лицах живая мимика. В основе куклы металлический каркас, голова сделана из стоматологического материала, части тела из формовочной глины и пластмассы, руки – из специального клея ПВА.
В павильоне можно увидеть декорации для сцен «Гофманиады»: механизированную сцену театра и кабинет архивариуса. Ландшафты и декорации создаются из клееного картона, оргалита, фанеры, строительной пены и пенопласта. В качестве прототипа были взяты два сохранившихся в Германии старинных театра. Модель полностью рабочая, все механизмы работают – крыша опускается, сцена вращается, опускается, поднимается, ложи и партер раздвигаются. Театр станет одним из экспонатов масштабной выставки уже в новом здании.
Идёт работа над рисованным мультфильмом «Маршрутка»
В новое здание перевезут экспонаты из мемориального кабинета оператора-постановщика Михаила Захаровича Друяна, который работал на «Союзмультфильме» с момента основания студии. Друян снял свыше трёхсот фильмов, многие из которых стали классикой мультипликации.
Фильмотека «Союзмультфильма» – хранилище мультипликационных кинофильмов. В нескольких помещениях все полки стеллажей заняты железными коробками с бобинами. Тут и все выпуски «Ну, погоди!», «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», «Чиполлино», «Карлсон» и множество других. Сохранился и самый первый мультфильм студии «В Африке жарко» 1936 года.
А в музее студии «Союзмультфильм» живут куклы из мультфильмов нашего детства «38 попугаев», «Волк и теленок», «Чебурашка» и «Варежка». Они также займут почетное место в новом просторном здании «Союзмультфильма».
Официальный сайт: http://www.soyuzmultfilm.ru
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Кусково. От сфинксов к павлинам…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метка: Москва.