31 мая 2017 года
Фотопроект «Город на память». 333. Кусково. От сфинксов к павлинам
Кусково ещё с XVI века принадлежало Шереметевым – одному из виднейших родов, из которого вышло немало бояр, воевод, наместников, как в силу личных заслуг, так и по родству с царствующей династией. Спустя пару веков Шереметевы стали не только знатным, но и очень богатым семейством. Колоссальное «шереметевское состояние» позволило построить в окрестностях Москвы две великолепные усадьбы – Останкино и Кусково.
Уже не первый год уникальный деревянный дворец в Останкино закрыт на длительную реставрацию и недоступен для посетителей, а вот архитектурный ансамбль Кусково радует глаз ухоженностью. Этот парадный лоск появился в Кусково в XVIII веке, когда Пётр Шереметев удачно женился на Варваре Черкасской и получил богатое приданое. Не обладая способностями ни к военной, ни к гражданской службе, граф предпочёл вести богемный образ жизни и прославился как покровитель искусства и меценат.
По его заказу в Кускове была создана обширная усадьба с дворцом, многими «увеселительными затеями», парком и прудами. Усадьба состояла из трёх частей: запрудной со зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». Ансамбль, созданный стараниями архитекторов Карла Бланка, Фёдора Аргунова и Алексея Миронова, включал «Большой дом» (дворец), Голландский домик, Итальянский домик, павильон Грот, павильон Эрмитаж, Большую каменную оранжерею, американскую оранжерею для экзотических растений, менажереи для содержания птиц, кухонный флигель. Сохранилась и ещё более старая постройка неизвестного архитектора – церковь Спаса Всемилостивого.
Помимо этих зданий для развлечения почтенной публики был выстроены парковые павильоны и беседки, кунсткамера, зверинец и охотничий домик. Достойным обрамлением дворцового комплекса стал французский регулярный парк с многочисленными мраморными скульптурами. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приёмов собирала до 30 000 гостей.
Советская власть понимала историческую ценность Кусково и уже в 1918 году усадьба получила музейный статус, а с 1938 года была объединена с музеем керамики, единственным в Советском Союзе. В годы Великой Отечественной войны на территории усадьбы были устроены казармы, в которых жили курсантки Центральной школы инструкторов снайперской подготовки.
Главным украшением ансамбля является дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство, состоящее из первоклассных произведений русского и западноевропейского изобразительного искусства, уникальной коллекции живописи XVIII века, которую собирали несколько поколений Шереметевых. «Большой дом» построен в 1769-1775 годах в стиле раннего русского классицизма под руководством московского архитектора Карла Бланка и предназначался для торжественного приема гостей в летнее время.
Его фасад украшают три колонных портика: центральный – самый большой и торжественный, фронтон которого заполнен пышной резьбой по дереву вокруг вензеля под графской короной; боковые портики с полукруглыми фронтонами украшены резными военными атрибутами. К парадному входу дворца ведет центральный марш белокаменной лестницы и пологие пандусы для въезда карет. Пандусы украшены фигурами сфинксов – фантастических существ с женскими головами и львиными туловищами. Здание имеет два этажа – парадный и антресоли, где размещались винные погреба и хозяйственные помещения.
Смотрите старые фотографии: Дворец в Кусково. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/468769
В Танцевальном зале дворца регулярно проводятся концерты классической музыки
Самой ранней постройкой усадьбы является церковь Спаса Всемилостивого, приходская церковь, также известная как Церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, возведенная неизвестным архитектором в 1737-1739 годах в стиле «аннинского барокко». Со времени строительства церковь не перестраивалась и дошла до нашего времени в своём первозданном виде. Церковная колокольня – самая поздняя из усадебных строений, она создана в 1792 году по проекту крепостных архитекторов А.Миронова и Г.Дикушина.
Пирамида из белого камня в древне-греческом стиле. Говорят, что это «место силы», место с сильной положительной энергетикой.
За церковью находится Кухонный флигель, построенный в 1755 году ещё одним крепостным архитектором Фёдором Аргуновым. Благодаря описям XVIII века известно, что там располагались кондитерская, скатертная, хлебная, кофейная, кухни русская и французская. Чтобы постройка служебного назначения не нарушала парадный характер усадьбы, ее южный и северный фасады украшены торжественной колоннадой, высокими арочными окнами, изящной балюстрадой с декоративными вазами на парапете кровли и картушами в виде воинских доспехов и знамен. Вместе с дворцом эти постройки образуют ансамбль Почётного двора, расположенного на берегу Большого пруда.
Каретный сарай и сушило (вторая половина XIX века)
По соседству, на берегу небольшого живописного прудика, располагается павильон Грот – самое экзотическое сооружение кусковского ансамбля. Выбранное для него место в «итальянской» части французского парка не случайно («grotto» в переводе с итальянского – пещера). Именно в садах и парках Италии уже в XVI веке появились подобные сооружения и в них устраивали либо купальню, либо фонтан. Во французском регулярном парке Кусково, практически лишённом тени, подобные сооружения предназначались для наслаждения прохладой в жаркий летний день.
Трёхчастное барочное здание построил архитектор Фёдор Аргунов в 1756-1961 годах, задавшись целью представить в камне стихию воды. Создается иллюзия, что из каменной вазы на куполе бьет фонтан, вода «растекается» по крыше, колоннам и тремя кругами расходится на основании здания. Усиливает впечатление отражение грота в зыбкой ряби воды.
История не сохранила имена скульпторов, работавших над статуями римских богов в нишах грота, но известно имя резчика М.Зимина, выполнившего клейма во фронтонах, маскароны с львиными головами и капители колонн. Золочёные кованые решетки в оконных и дверных проемах – работа крепостных мастеров Шереметевых из села Павлово. Кусковский Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную отделку с XVIII века, он является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.
Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. В дни праздников Итальянский домик выполнял роль дворца для «малых приемов». Пётр Шереметев стремился удивлять своих гостей раритетами и для оформления интерьеров были использованы редкие произведения искусства.
Воздушный театр в Кусково был устроен в 1763 году, все его элементы – амфитеатр, Графская ложа, зрительный зал, сцена, оркестровая яма – были созданы с помощью дерна, деревьев, кустарников, а также посадок малины и клубники. Сейчас это поляна с фрагментами современной реконструкции.
Вольер для птиц (реконструкция 1980-х годов), в котором живут павлины
Менажереи – «домики для птиц» (реконструкция 1980-х годов)
Кузня, используемая как керамическая мастерская
По периметру усадьба была окружена искусственным Обводным каналом, который сохранился фрагментами
К 1763 году была сооружена Большая каменная оранжерея так же по проекту крепостного архитектора Фёдора Аргунова, это самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы. Помимо прямого функционального назначения оранжерея использовалась и для приёма гостей, в центре здания был устроен «воксал» – небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов. В боковых ризалитах располагались комнаты для игр и приют садовника. Сегодня в залах оранжереи развернуты экспозиции Государственного музея керамики.
Справа от Большой оранжереи устроена так называемая «американская» (современная реконструкция). «Каталог растений» 1786 года разъясняет термин «Американская оранжерея» как постройка «большого тепла», которая представляет собой сооружение на каменном фундаменте с различным наклоном крыш, «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго-восток и юго-запад. Угол наклона рам был тонко рассчитан для оптимального использования солнечных лучей, особенно в зимнее время.
Парадные и тепличные оранжереи были непременным элементом в русских садово-парковых ансамблях второй половины XVIII века. В них содержались и выращивались экзотические теплолюбивые растения, декоративные и душистые цветы, лавры и цитрусовые, кофейные и персиковые деревья, пальмы, ананасы, кактусы и орхидеи. Летом растения выставлялись в кадках на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка. Их кроны выстригались в виде геометрических форм, кораблей, фигур людей и фантастических животных, что гармонично сочеталось с архитектурным и скульптурным убранством парка.
Официальный сайт усадьбы Кусково: http://kuskovo.ru
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Кусково. Боги и герои…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метка: Москва.