23 августа 2017 года
Фотопроект «Город на память». 353. Шоссе Энтузиастов и пожарная часть 16
К концу 1920-х годов окрестности шоссе Энтузиастов представляли собой обширную промышленную зону, сложившуюся ещё до революции, с воинскими казармами и деревянными трущобами, где жили рабочие. Здесь находились крупные предприятия – металлургический завод «Серп и Молот» (известный до революции как завод Гужона), завод «Котлоаппарат» (бывший «Дангауэр и Кайзер»), а в ближайших планах значилось строительство Сталинской ТЭЦ, Московского государственного завода «Нефтегаз № 1», «электрогорода» электротехнического института имени Ленина. Вместо ветхой жилой застройки уже начал возводиться образцовый рабочий посёлок Дангауэровка, рассчитанный на 45 000 жителей. В таком пожароопасном районе крайне необходимо было современное пожарное депо и в 1927-1929 годах для огнеборцев было построено здание казармы с гаражом, мастерскими и смотровой башней – каланчой.
В былые времена севернее шоссе зеленела Анненгофская роща, занимавшая огромное пространство аж до лефортовских казарм (1-й Краснокурсантский проезд). Лучше Гиляровского о ней никто не расскажет: «Интересна судьба этой рощи: она выросла в одну ночь – и погибла в один день, даже в несколько минут. История ее такова. Когда царица Анна Иоанновна приехала в Москву и остановилась в только что выстроенном дворце, где впоследствии помещался Первый кадетский корпус, то, любуясь видом на широкое поле, сказала: «Как жаль, что здесь пустое место, а не лес!» На другое утро, проснувшись, она подошла к тому же окну – и была поражена: поля не было, а зеленела огромная сосновая роща! Услужливая и всемогущая придворная челядь за ночь тысячами крепостных и солдат перетащила из Сокольников выкорчеванные сосны и ели и посадила рощу!»
Смотрите старые фотографии: Анненгофская роща. 1904 год: https://pastvu.com/p/20609 Поваленные деревья разобрали на дрова, а территорию стали благоустраивать только при Советской власти – возвели жилые дома и корпуса Московского энергетического института.
16 июня 1904 года над Москвой пронёсся ужасающий смерч, последствия которого Владимир Гиляровский сравнил с разрушением древней Помпеи: «Через минуту этот ужас оглушающе промчался, руша все на своем пути. Неслись крыши, доски, звонили колокола; срывало кресты и купола, вырывало с корнем деревья; огромная Анненгофская роща была сбрита; столетние деревья или расщеплены, или выворочены с корнем. Церкви без крестов и куполов, разбитые каменные столбы, по улицам целые горы свернутого и смятого железа, груды обломков зданий, убитые лошади, иногда люди».
В годы Первой Мировой войны русская армия несла большие потери, санитарные эшелоны везли в Москву сотни раненых воинов. В 1914 году часть бывшей Анненгофской рощи возле Владимирского шоссе отвели под склады «Красного Креста» и пункт приёма и распределения раненых. Оснащённый современным оборудованием госпиталь мог принимать 1500 раненых воинов, городские власти подвели ветку железной дороги, трамвайные пути, обеспечили электричеством и водоснабжением.
Смотрите старые фотографии: Госпиталь. 1914 год: https://pastvu.com/p/76017 Вид со стороны Владимирского шоссе (шоссе Энтузиастов). В центре фотографии – кирпичное здание госпиталя и домовой церкви 1914 года.
В военный госпиталь приезжали навещать раненых бойцов император Николай II с семьёй, основательница Марфо-Мариинской обители Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Несмотря на непосредственное отношение к историческим событиям, это здание не обладало охранным статусом и было снесено строительной компанией «Мортон» в День города 7 сентября 2015 года. На территории в девять гектаров строится жилой комплекс «Лефортово Парк».
Шоссе Энтузиастов, 11 – 16-я cпециализированная часть
Для здания пожарной части использован типовой проект, выполненный архитектором Александром Куровским в стиле конструктивизма. Постройка имеет статус памятника архитектуры, а часть носит длинное название – 16-я cпециализированная часть по тушению крупных пожаров ФПС по городу Москве при Главном управлении МЧС России по г. Москве.
Будни пожарных начинаются с утреннего развода, сотрудники приезжают заранее, чтобы успеть переодеться в служебную униформу, пройти медосмотр и проверить исправность личных дыхательных аппаратов ДАСК/ДАСВ, которые помогут сохранить здоровье и жизнь при тушении пожара. Баллоны с кислородом и сжатым воздухом, рассчитанные на четыре часа работы, хранятся на посту газодымозащитной службы, здесь же исправность дыхательных аппаратов проверяется при помощи прибора-тестера.
Боевая одежда пожарного расчёта перед заступлением сотрудников на дежурство извлекается из шкафов раздевалки и до момента вызова остаётся аккуратно сложенной в гараже, причём для быстроты переодевания штаны уже заправлены в сапоги. Информация обо всех происшествиях в городе поступает на пульт дежурного. Гараж рассчитан на четыре машины – автоцистерны и автолестницы. Утром заступающая на дежурство смена принимает технику у коллег, проверяет исправность оборудования. По сигналу тревоги машины выезжают из ворот и в течение одной минуты личный состав должен экипироваться и занять места в кабине.
По информации пресс-службы МЧС, среднее время прибытия московских огнеборцев на место происшествия составляет 6,5 минут. По данным Международной ассоциации пожарных и спасательных служб, этот показатель лучше, чем в таких мегаполисах, как Берлин, Лондон и Нью-Йорк.
Пожарная автоцистерна — наиболее распространённый тип основного пожарного автомобиля. Оборудована пожарным насосом, ёмкостями для хранения жидких огнетушащих веществ (воды и пенообразователя, используемого для получения воздушно-механической пены). В отсеках хранятся рукава, переходники, оборудование для аварийно-спасательных работ от кувалды и топора до бензорезов, способных разрезать железобетон. Автолестницы оснащены подъёмником для двух человек. Существуют разные модификации, отличающиеся высотой подъёма люльки.
По словам сотрудников, и до революции в этом месте располагалось пожарное подразделение, сейчас под асфальтом можно увидеть фрагмент старой булыжной мостовой. Первые пожарные каланчи появились в Москве в начале XIX века, дозорный на башне сообщал коллегам о возникновении пожара, вывешивая кожаные шары, а ночью зажигал фонари. В системе оповещения использовались шары, флаги, кресты, указывающие район пожара и силу возгорания. Красный флаг или фонарь означал сбор всех частей.
Каланча на шоссе Энтузиастов – одна из последних, построенных в Москве. Распространение телефонной связи позволило моментально информировать пожарных о происшествии да и многоэтажная жилая застройка стала перекрывать панораму. Впрочем, внутреннее пространство башни использовали и позже, развешивая в ней для сушки пожарные рукава. Каланча 16-й части законсервирована и посещается лишь голубями, соорудившими в ней гнезда, и изредка фотографами. На стенах сохранились дембельские автографы солдат-срочников, проходивших службу в 1970-1980-е годы.
Здесь шумела Анненгофская роща
Шоссе Энтузиастов, 16 – здание построено для школы-семилетки имени Ивана Лепсе (1928, архитекторы Н.Рыбченков, А.Жаров), позднее школа № 407 (по воспоминаниям её выпускников, здесь был очень сильный педагогический состав и многие школьники легко сдавали вступительные в вузы), а в семидесятые-восьмидесятые в здании разместился учебно-производственный комбинат.
Смотрите старые фотографии: Шоссе Энтузиастов, 16. Школьное здание. 1931 год: https://pastvu.com/p/13740
Занятия в УПК советские старшеклассники посещали в обязательном порядке один раз в неделю. Занятия представляли собой теоретические и практические уроки по различным рабочим профессиям – от слесаря до стенографистки, а в июне юноши и девушки проходили практику на действующих предприятиях и зарабатывали свои первые в жизни деньги. Разумеется, большинство молодых москвичей готовилось поступать в вузы и обучение в УПК мало влияло на выбор будущей профессии, но полезные практические навыки оно давало однозначно.
На пересечении с Авиамоторной перед войной выросли несколько парадных сталинок для сотрудников окрестных предприятий.
Шоссе Энтузиастов, 13 – постконструктивизм от архитектора В.Орлова (1937)
Смотрите старые фотографии: Шоссе Энтузиастов, 13. 1938-1940 гг.: https://pastvu.com/p/1132
Шоссе Энтузиастов, 15 – жилой дом с кинотеатром «Факел» (1957)
Смотрите старые фотографии: А в 1925 году примерно с этой же точки местность выглядела вот так: https://pastvu.com/p/54850 На фото: рабочие прокладывают трамвайные пути.
Шоссе Энтузиастов, 20 – жилой дом (1938, архитекторы А.Фёдоров, И.Буров и М.Виссинг)
Шоссе Энтузиастов, 20Б – во дворе несколько кирпичных пятиэтажных пеналов
Шоссе Энтузиастов, 24 – жилой дом (1940)
Шоссе Энтузиастов, 26 – жилой дом (1955). Фасады сталинок выглядели нарядно, но со стороны двора были лишены украшений. Скромный вид с изнанки ничуть не умалял достоинств добротных домов с комфортной планировкой квартир.
В связи с работами по прокладке новой линии метро в 2017 году снесено последнее в Москве типовое здание трамвайной диспетчерской первых послевоенных лет. На фото: кирпичная куча за забором стройплощадки – всё, что осталось от трамвайной станции.
Смотрите старые фотографии: За путепроводом трамваи разворачивались на кольце «Проезд Энтузиастов». 1959 год: https://pastvu.com/p/4499
Возможно, такая же участь постигнет цех капитального ремонта и электротяговую подстанцию № 14 (1930)
Шоссе Энтузиастов, 17 – административное здание (1957) было построено для Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-технологического института электрокерамики. Помещения сдаются в аренду. За этим зданием находилась старинная воинская часть, казармы которой отмечены ещё на картах 1838 года. На картах конца XIX века это место обозначалось как Пороховой завод и Артиллерийская лаборатория.
Шоссе Энтузиастов, 19 – здание техникума довоенной постройки после приватизации реконструировано под бизнес-центр
Шоссе Энтузиастов, 23А – жилой дом (1929)
Завод «Компрессор» (бывший «Дангауэр и Кайзер») при участии соседних предприятий в 1929-1935 годах построил конструктивистский посёлок, который так и назвали – Дангауэровка.
Шоссе Энтузиастов, 28 – памятник архитектуры эпохи конструктивизма (1927-1929, архитектор Владимир Владимиров), бывший клуб «Пролетарий» профсоюза металлистов Москвы, позднее – дом культуры завода «Компрессор».
Смотрите старые фотографии: Рабочий клуб «Пролетарий» профсоюза металлистов Москвы. 1930-1940 гг.: https://pastvu.com/p/458741
Для культурного досуга инженеров и пролетариев предназначались кружки художественной самодеятельности, библиотека, физкультурный зал в левом корпусе здания, а в правом можно было смотреть кинофильмы или театральные постановки. Там же размещалась столовая и подсобные помещения клуба. История проектирования и строительства подробно изложена на сайте: http://sovarch.ru/224 С 2008 года здание не используется по первоначальному назначению и отдано под торговые площади.
Шоссе Энтузиастов, 30 – здание Дангауэровских бань далеко не вчера подверглось нескольким реконструкциям и нынешний фасад совсем не похож на оригинальный фасад 1935 года. Примерно с восьмидесятых годов пожелание «С лёгким паром!» стало неактуальным: бывшие бани используются в качестве магазина.
Смотрите старые фотографии: Дангауэровские бани. 1939-1941 гг.: https://pastvu.com/p/33723
Смотрите старые фотографии: ТЭЦ-11. 1978-1980 гг.: https://pastvu.com/p/276680
Архитектурной доминантой района стал комплекс ТЭЦ-11. Сталинская ТЭЦ была введена в эксплуатацию в 1936 году и затем не раз модернизировалась, наращивая мощность агрегатов. Трудно представить, что в середине XIX века вместо индустриального пейзажа с трубами и градирнями здесь была дачная местность (наиболее известные дачи отмечались на старых картах) и охотничьи угодья («Звериная травля»). В советские годы это пространство получило название Производственная зона № 22 «Соколиная Гора».
Миновав Владимирский путепровод над путями локомотивного депо, уместно свернуть на улицу Буракова и осмотреть скульптурную композицию «Великий почин», посвящённую участникам первого коммунистического субботника, состоявшегося в депо станции Москва-Сортировочная. Памятник, созданный скульптором О.Кирюхиным и архитектором В.Нестеровым установили в 1982 году.
Бригада из пятнадцати рабочих в ночь с субботы на воскресенье 12 апреля 1919 года не стала покидать цех и, не требуя вознаграждения, отремонтировала три паровоза. Идея бесплатного труда так понравилась властям, что уже спустя год был организован I Всероссийский субботник. Владимир Ленин назвал рабочую инициативу «Великим почином» и лично принял участие в благоустройстве территории Кремля. В советские годы субботники традиционно проводились в апреле как на рабочих местах, так и по уборке улиц от накопившегося за зиму мусора. Спустя десятилетия романтические порывы уступили место прагматизму, хотя и в наши дни существуют волонтёрские движения, помогающие делать окружающий мир лучше, чище, добрее.
А чуть дальше на улице Буракова можно встретить и самого вождя мирового пролетариата
У здания производственных мастерских стоит паровоз-памятник Ов-7024, один из тех трёх локомотивов, отремонтированных на первом субботнике. Этот паровоз построен в 1909 году на Сормовском паровозостроительном заводе и служил на Московско-Казанской железной дороге. Историческая «Овечка» прожила долгую трудовую жизнь, работала в Белоруссии, Прибалтике, на Дальнем Востоке. Паровоз был обнаружен в 1957 году на путях Оборского леспромхоза Хабаровского края и отремонтирован местными железнодорожниками (конечно же, на коммунистическом субботнике), после чего отправился в Москву и с 1959 года находится в депо Москва-Сортировочная. На нём установлены памятные доски с именами участников первого субботника и работников депо, погибших в годы Великой Отечественной войны. Свыше 200 сотрудников депо Москва-Сортировочная ушли на фронт, 35 не вернулись.
Гранитный обелиск железнодорожникам, погибшим на Великой Отечественной войне. Говорят, что наиболее торжественно монумент выглядит после захода солнца – в топке как будто горит огонь. Обелиск установлен в 2010 году.
Советская символика на одном из бывших корпусов НИИ шинной промышленности, созданного в 1941 году. Территория предприятия на улице Буракова частично занята арендаторами.
Автокомбинат № 2 построен в 1951 году, спустя полвека закрыт и превратился в специализированный компьютерный торговый центр.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, конструктивизм, архитектура СССР, промзона, шоссе Энтузиастов.