24.12.2018 15:09

Геймификация и ужасы монетизированного быта

pixabay

Слово “смарт” стало продающим и принесло в мир неисчерпаемые возможности для геймификации простейших бытовых процессов и их дальнейшей коммерциализации. В былые годы обыкновенный тостер попросту запекал хлебцы – теперь, отдельные современные устройства “учатся” оптимизировать энергопотребление, ведут подсчет частоты использования и делятся собранной информацией с другими системами и компаниями.

Кто и как может использовать эту информацию? В век адресной рекламы она становится ценнейшим ресурсом для маркетологов.

“Умные” колонки уже поселились в 25% американских домохозяйств – вместе с ними повседневными элементами быта становятся “умные” термостаты, термометры, кофеварки, дверные звонки и те самые тостеры. Amazon вовсю штампует продукты, совместимые с голосовым помощником Alexa, обещая миру “будущее с тысячами подобных систем”.

Помимо очевидных плюсов “умного” жилья, вроде автоматизации заказа и доставки продуктов питания, повышения комфорта жизни и превентивной диагностики подключенного к Интернету оборудования, смартизация формирует базис для весьма неприятных проблем. В частности, базовые бытовые процессы со временем могут подвергнуться монетизации.

Сегодня счетчики отслеживают лишь потребление воды и электроэнергии, а завтра каждый глоток молока и каждый час, проведенный за просмотром телевизора, могут быть охвачены соответствующими почасовыми или поминутными тарифами. Не остается сомнений и в том, что чуть не каждая из отраслей будет использована для навязывания людям новых услуг и товаров.

Даже в случае, если все подобные технологии будут обращены во благо людей, свобода выбора существенно сократится. Если душ выбирает для вас температуру воды, нет никакого смысла крутить краны, да их может и не быть в новых “улучшенных” системах.

Формировать поведение людей станет геймификация: число тех, кто захочет потерять пару абстрактных “очков сознательности”, заступив на “ночной дожор” или плеснув себе перед сном стаканчик виски, существенно сократится.

Персонализация товаров повысит роль корпораций: никто не захочет покупать себе варварский “необученный” холодильник, который даже не знает в лицо членов большой семьи – гораздо проще будет вернуть из облака “личность” старого друга.

Можно представить себе ситуацию, при которой отдельные компании начнут повышать цены товаров и услуг, обещая потребителям не использовать их данные в сторонних целях.

Ждут ли нас такие перемены? Пожалуй, некоторые из них уже состоялись: смартизация вовсю шагает по миру. В оптимизации окружающего пространства нет ничего негативного – особенно в случае, если децентрализация и кластеризация сохранят за каждым человеком право выбора. Механики pay to win в компьютерных играх уже не вызывают особого удивления – равно как и предложение докупить к бургеру или пицце кусочек сыра или бекона. Не хотелось бы увидеть те же предложения в составе рутинных бытовых процессов.

По материалам: theatlantic.com

Рубрика: Личные блоги. Метки: будущее, тренды, геймификация.

Другие публикации