Балет Бориса Эйфмана «Роден, ее вечный идол» посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. Премьера спектакля состоялась в 2011 году. Балет поставлен на музыку Равеля, Сен-Санса, Массне.
Искусство Родена вдохнуло человеческое тепло и новые жизненные силы в скульптуру XIX века – при помощи сильной пластической моделировки и драматической игры света мастер придавал скульптурной форме подвижность и одухотворенность, тем самым демонстрируя связь между внутренним миром человека и его внешним обликом.
Бориса Эйфман: Мне всегда была близка личность Родена – художника, работавшего с человеческим телом, выражавшего с помощью пластических решений самые сложные эмоциональные состояния. В этой фигуре меня также привлекало и то обстоятельство, что Роден всю свою жизнь посвятил жертвенному творческому труду, добровольно избрав этот тяжелейший путь. И чем дольше я изучал историю жизни скульптора, тем больше мотивов, идей и философских вопросов, невероятно близких мне самому, я обнаруживал в ней.
История отношений Огюста Родена и Камиллы Клодель весьма трагична. Камилле едва исполнилось 20 лет, когда она начала работать в мастерской Родена, которому было 43 года. У них начался неистовый и беспокойный роман, поскольку скульптор ради нее не только не бросил жену (а также ни одну из многочисленных любовниц), но и поддерживал отношения с постоянной любовницей Розой Бере, у которой был от него сын. Этот роман стал для Камиллы непрекращающимся кошмаром. Она была единственной женщиной среди его учеников и стала объектом насмешек, так как отношения между учителем и ученицей ни для кого не были секретом, а ее обнаженные формы вскоре можно было увидеть в скульптурах Родена, это привело к скандалу в семье Камиллы. После смерти художника Камилла была отправлена в психиатрическую лечебницу, где провела последующие тридцать лет до самой своей смерти. Семья прекратила с ней всякие отношения. Прошло много времени, прежде чем ее признали не просто ученицей и любовницей Родена, но и самостоятельным творцом, мастером скульптуры. Когда они познакомились, Роден уже был женат. «Мало того что они завладели трудом всей моей жизни, так еще эти женщины вынудили меня отбывать долгие годы тюремного заключения, которое они по справедливости заслуживают сами…» Эти слова были написаны Камиллой Клодель на седьмой год ее «покаяния» в стенах сумасшедшего дома.
Маргарет Уиллис о спектакле: «Французский художник Огюст Роден творил из глины. Российский хореограф Борис Эйфман создает скульптуры из тел. И тот, и другой – искусные мастера своего дела, и хотя их стили разнятся, оба художника создают незабываемые образы красоты и совершенства».
Страстный балет, на пределе чувств, одновременно лёгкий и хореографический, демонстрируется зрителю. Постановка отражает познания духовного мира человека, раскрывает серьёзную драматургию и показывает его в танце, языке тела и чувств. Балет вызывает трепет, его хочется смотреть вновь и вновь, не даром постановка награждена премиями «Золотая Маска» и «Золотой Софит».
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: театр, спектакль, балет, искусство.