В Театре имени Маяковского состоялась премьера спектакля «Снимается кино», поставленного Юрием Иоффе по ранней пьесе драматурга Эдварда Радзинского. 16 февраля театральная сцена на Сретенке превратилась в павильон киностудии, где реализовывалась трагикомичная попытка снять фильм о любви.
Спектакль «Снимается кино» переносит зрителя на съемочную площадку, где талантливый кинорежиссер Федор Нечаев (Алексей Фатеев), пытаясь преодолеть творческий, да и не только, кризис, работает над своим новым фильмом. Процесс киносъемок вначале представляется чем-то возвышенным, легким и вдохновенным, но возникает слух, что фильм могут закрыть. На протяжении долгих трех часов зрители постепенно погружаются в то таинственное пространство кинопроизводства, которое обычно скрыто от посторонних глаз.
Алексей Фатеев, актер:
Начало работы всегда кажется неподъёмным и, если честно, мне никогда не хотелось примерить на себя роль режиссёра. Мне спокойнее делать своё дело, никому ничего не объяснять, никого не учить и не заставлять. Но глядя на нашего мастера Юрия Иоффе, я невольно заряжался этим зарядом энергии и фантастическим умением руководить коллективом. У моего персонажа нет прототипа, я общался в кино на площадке с людьми разного темперамента, разного масштаба, но одного конкретного прототипа нет, получился собирательный образ. Главная черта героя – сомнения и поиск, переоценка ценностей в зрелом возрасте, оценка сделанного в жизни, это перепутье и желание перейти в какое-то иное качество. Это про кого угодно – не только про творческих людей, но и про врачей, лётчиков, учителей. Изначально никогда не делай то, чего не хочешь делать, иначе не найдёшь свой путь, своё призвание. В режиссуру приходят, когда есть невероятное желание что-то из себя исторгнуть, режиссёр – как миссионер, а артисты – проповедники. Надо думать что и кому ты говоришь, это невероятная ответственность. Спектакль родился, дальше он встанет на ноги и будет взрослеть.
Анастасия Дьячук, актриса:
Мир любви с советских времён вряд ли сильно изменился, первая искренняя любовь и тогда и сейчас ощущуется одинаково. Эдварда Радзинского приятно читать, это такой трогательный и тонкий кружевной текст! Я влюбилась и в пьесу, и в своего партнёра, в атмосфере репетиций поймала волну первой влюблённости.
Юрий Иоффе, режиссёр спектакля:
Это легендарная пьеса, мы в своё время в ГИТИСе собирались и читали её ещё до публикации. Тогда даже представить нельзя было, что её дозволят поставить на сцене. Сейчас это эксперимент – будет ли читаться советская пьеса? Мы говорим о любви и о жизни. Очень хочется, чтобы зрители на этом спектакле смеялись и плакали. На репетициях мы купались в этих замечательных текстах. Эдвард Радзинский пришёл и сказал фразу Эфроса: «А теперь попробуем взлететь».
Итак, сценарий написан и утвержден, актерский состав подобран, звучит призыв «тишина на площадке», и внезапно все творческое действо превращается в сумбур. Администратор киногруппы Фекин (Дмитрий Прокофьев/Виктор Довженко) так и не смог найти актрису на главную роль.
Художник Анастасия Глебова создала уникальную декорацию, в которой объединились и съемочная площадка, и квартиры героев. В реальной жизни такое происходит сплошь и рядом, когда рабочее вторгается в личное, общественное переплетается с частным.
«Снимается кино» — это многогранный спектакль, в котором нет второстепенных героев. Происходит развитие разных сюжетных линий и судеб, и лишь на заднем фоне виден процесс киносъемки. Юрий Иоффе показывает трагедию творческого человека, у которого жизненные ориентиры неизменно вторгаются в производственные процессы.
Актерский ансамбль восхитителен. Им удалось не только донести и раскрыть образ своих персонажей зрителю, но и показать глубокие личные переживания, что весьма непросто.
Смелая Анечка, роль которой сыграла Анастасия Дьячук, получилась очень искренней и доверчивой девушкой, встретившей свою первую и неожиданную любовь. Она – воплощение человека, живущего по своим внутренним душевным побуждениям. Харизматичный актер Алексей Фатеев, известный своими работами в кино, изобразил Нечаева бескомпромиссным, эгоистичным и бесчувственным режиссером, терзающегося своим внутренним раздором и живущего лишь творимым искусством. Нечаев верит в свой фильм и восстает против решений Трофимова (Алексей Фурсенко/Виктор Довженко). Но именно от чиновника Министерства культуры зависит выход фильма, и в голове Нечаева уже зреет зерно компромисса. Любовный треугольник, возникший в условиях съемочного процесса, лишь дополняет трагикомическую составляющую спектакля.
Весьма запоминающиеся взаимоотношения происходят между Надеждой Леонидовной (заслуженная артистка России Людмила Иванилова), Ириной Кирьяновой (Зоя Кайдановская) и Кириллом Владимировичем (заслуженный артист России Евгений Парамонов). В первом акте они играют вместе ярко и слаженно, а во втором их монологи буквально разрывают душу на части. Своей игрой актёры открывают зрителю нечто невероятное и новое, что нельзя описать словами. Создается впечатление, что на сцене разыгрывают не действие из пьесы известного драматурга, а ставят моноспекталь для каждого зрителя. Пожилая актриса Надежда Леонидовна Кирьянова, споря с Ириной Кирьяновой, произносит монолог, который становится самим эмоциональным в спектакле.
«Я никогда не признаю себя старухой, – говорит она, – И буду ходит на каблуках и никогда не надену очков! Потому что я – актриса! Несмотря на то, что я твоя прабабушка!»
Спектакль «Снимается кино» не только открыто поднимает вопрос о любви и отношением к ней, но и говорит о честности человека перед собой и временем, тем самым оставляет под впечатлением и заставляет задуматься.
Уникальная атмосфера, неоднозначные персонажи, ироничность драматурга, неожиданные режиссерские находки – все это придает спектаклю изящную привлекательность.
Спектакль «Снимается кино» стоит посетить, есть в нем что что-то… Лермонтовское…
Рубрика: Культура. Метка: театр Маяковского.