25.02.2019 14:45

Музей русской иконы знакомит с шедеврами иконописи

Музей русской иконы был создан по инициативе предпринимателя и мецената Михаила Абрамова, первые крупные выставки из его собрания прошли в Третьяковской галерее и в ГМИИ имени Пушкина, став заметными явлениями в культурной жизни России. К 2011 году два старых дома на Гончарной улице были отреставрированы и приспособлены для размещения Музея с несколькими экспозиционными залами, фондами, реставрационными мастерскими.

На вопросы корреспондента РБ ответила заместитель директора по экспозиционной и выставочной работе Наталия Горькова.

В начале 2000-х годов Михаил Абрамов серьёзно заинтересовался русским иконописным искусством, первой приобретённой иконой стало изображение Архангела Михаила, его небесного покровителя. Со временем он привлёк крупных искусствоведов, историков, знатоков иконы, стал общаться с коллекционерами, и итогом этого сотрудничества стала крупная коллекция, охватывающая весь период русской иконописи от древних времён до начала ХХ века.

Первые иконы на Руси появились ещё в домонгольское время, например, икона Владимирской Богоматери написана в XII веке, но такие столпы иконописи, как Феофан Грек и Андрей Рублёв, которые повлияли на развитие всего древнерусского искусства, жили и творили позже. На иконах изображались сцены из Евангелия и образы Святых, которые несли евангельскую миссию людям.

Иногда говорят, что росписи в храмах – как «Евангелие для неграмотных людей», но это заблуждение. Первой напечатанной на Руси книгой был «Апостол», а рукописные книги существовали и раньше. Иконы в храмах – это визуальный ряд, который дополнял переживания и эмоции людей, уже знавших и слышавших евангельскую историю и послания апостолов. Верующие смотрели на икону и понимали, что изобразил художник.


К тому же буквально каждая деталь имеет важное символическое значение. Вот новгородская икона Святого Георгия, иллюстрирующая в Музее расцвет русской иконописи XVI века. Это эпоха митрополита Макария, который был чрезвычайно образованным человеком, эстетом и очень радел о церковных искусствах. В фигуре Святого Георгия, его развевающемся плаще видна невероятная динамика, это очень тонкая живопись. Каноническое искусство предполагает изображение на иконе определённых атрибутов, присущих именно этому Святому. На этой иконе присутствуют Богоматерь с перевязью, Христос с венцом мученика в руках и ангел, который этот венец опускает на голову Святого Георгия. Всё это традиционные атрибуты мученичества.

Изображение Георгия Победоносца, поражающего змия, часто встречается на русских иконах. Это всё каноническое искусство, хотя иконописцы из разных регионов и школ использовали свои приёмы. Художник был свободен в рамках канона. В XV-XVII веках самыми мощными были ростовская, новгородская, псковская, московская, тверская школы. Над иконами и росписями храмов работали артели художников, мастерские открывались при монастырях. При Иване Грозном некоторые вольности не одобрялись, Стоглавый Собор 1551 года постановил равняться на живопись уже признанных мастеров – на Феофана Грека и Андрея Рублёва. В качестве основы для создания иконы, как правило, использовалась липовая доска, хвойные породы деревьев, реже дуб и кипарис.


У каждого образа есть своя трактовка сюжета, предыстория, почему Святой изображён именно так. Военачальник Христофор был невероятно красивым человеком и, по его мнению, это обстоятельство мешало ему быть христианином. Он посчитал свой облик препятствием для своей святой жизни и попросил Господа лишить его красоты. Господь его услышал и даровал пёсью голову вместо человеческой. Изображение мученика Христофора с пёсьей головой встречалось в допетровское время, позднее первый российский император запретил подобную трактовку образа.


В середине XVII века в Православии произошла реформа, инициированная патриархом Никоном, но часть верующих её не приняла, случился раскол. В собрании Музея представлены и иконы старообрядцев, противников реформы.


Форма иконы могла отличаться от прямоугольной, к примеру, в Музее можно увидеть круглые иконы и навершие Царских врат, внешне напоминающее кокошник. Такую деталь убранства храма тоже можно назвать иконой.


Размеры изображения варьировались и зависели от архитектуры храма, от внутреннего убранства и формы иконостаса. В Музее русской иконы представлен греческий резной иконостас рубежа XVII – XVIII веков, обнаруженный в частной коллекции в Германии. Прежний владелец использовал его как библиотеку.


Старообрядческая молельня была найдена в одной из экспедиций в лесах Тверской области. После длительных переговоров с областной администрации Музей получил разрешение вывезти полуразрушенное строение и представить его в музейном зале. Внутри сруба воссоздан интерьер старообрядческой молельни со всеми атрибутами.


Оклад иконы используется для её украшения, это знак особого почитания образа, это дар. Помимо металлических окладов часто использовались сшитые оклады. Техника украшения образов была очень изощрённой, мастера старались применить весь свой талант.

Музей русской иконы проводит тематические выставки, к примеру, до конца мая здесь представлена экспозиция «Невьянская икона» из собрания одноимённого музея, основанного в Екатеринбурге историком и общественным деятелем Евгением Ройзманом.

Полезную информацию для посетителей можно найти на сайте: http://new.russikona.ru
Вход в музей свободный.

Музей русской иконы. 22.02.19.04.Музей русской иконы. 22.02.19.05.Музей русской иконы. 22.02.19.07. Эфиопия.Музей русской иконы. 22.02.19.09. иконостас.Музей русской иконы. 22.02.19.20.Музей русской иконы. 22.02.19.18.Музей русской иконы. 22.02.19.27.Музей русской иконы. 22.02.19.17.Музей русской иконы. 22.02.19.26. жены мироносицы.

Текст и фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Репортаж. Метки: православие, Музей русской иконы.

Другие публикации