Когда мы были молодые
И чушь прекрасную несли…
Юнна Мориц
15 февраля в театре «У Никитских ворот» состоялась премьера спектакля «Памятник неизвестному стиляге», посвященного памяти замечательного драматурга Виктора Славкина. Брюки-дудочки, клетчатый пиджак, яркий галстук-селедка, набриолиненный кок – вот устойчивый образ стиляги, тиражируемый советской пропагандой, разумеется, в негативном ключе, как человека недалёкого, глуповатого, беспринципного, преклоняющегося перед всем западным, в первую очередь перед музыкой и модой. «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь».
Собственно, сам термин «стиляги» впервые появился в главном сатирическом рупоре СССР – журнале «Крокодил». Их ловили комсомольские дружины, били нещадно, стригли под «полубокс», резали ножницами одежду. Но советская пропаганда была не права – принципы у стиляг были. А вот никакой политики в их движении не было. Это был стихийный протест против унылой уравниловки, против серых будней, против чудовищной регламентации повседневной жизни. И глупыми стиляги не были, ведь наиболее харизматичными лидерами движения были студенты престижных вузов – дети дипломатов, «ответственных» работников и прочей номенклатуры. Они не хотели ходить строем и петь хором, они отстаивали право одеваться так, как им нравится, танцевать так, как им нравится, слушать ту музыку, которая им нравится, они отстаивали своё право быть не такими, как все. Не больше. Но и не меньше.
Руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский – живой свидетель тех давних событий. С 1958 года он являлся руководителем Эстрадной студии «Наш дом» при Московском университете, в которой в разные годы играли в последствии знаменитые Илья Рутберг, Геннадий Хазанов, Семён Фарада, Михаил Филиппов, Александр Филиппенко. Музыку к спектаклям писал Максим Дунаевский, а оформлением занимался выдающийся театральный художник Михаил Ушац. Именно в этой студии родился всем известный КВН. Среди авторов студии были молодые Григорий Горин, Аркадий Арканов, Александр Курляндский, Аркадий Хайт, Виктор Славкин, написавший одноименную повесть, легшую в основу спектакля.
Пожалуй, самая известная пьеса Славкина «Взрослая дочь молодого человека» была блестяще поставлена Анатолием Васильевым в театре Станиславского. Главный герой этой пьесы Бэмс имел реального прототипа, с которым встречался драматург, и несколько монологов которого прозвучали в исполнении лидера тэп шоу «Flap» Павла Янковского. Душой вечера, руководящей и направляющей силой был его ведущий и режиссер Марк Розовский, который не только поделился воспоминаниями о временах своей молодости, но и блестяще исполнил один из джазовых стандартов, а также студенческую песню собственного сочинения, давно ставшую «народной».
Ощутить творческую атмосферу шестидесятых помогли кадры кинохроники, снятые в гастрольных поездках «Нашего дома» по стране. Украшением вечера стали джазовые стандарты в исполнении актрисы театра Натальи Корецкой. Зрителей предпремьерного показа ждал сюрприз – фейерверк эмоций от великолепного Александра Филиппенко, исполнившего монолог саксофониста Самсика из романа Василия Аксенова «Ожог». Марк Григорьевич обещал и на следующие показы приглашать не менее интересных гостей.
И, конечно, львиную долю аплодисментов зрителей заслужил фантастический коллектив Тэп шоу Flap. Их драйв и зажигательные ритмы способны завести любую публику, а изысканный рисунок танца, точность и удивительная синхронность движений доставили истинным ценителям большое удовольствие. Руководит коллективом балетмейстер и профессиональный танцор Вячеслав Янковский, долгое время проработавший в США во всемирно известном шоу Риверданс. Спектакль определенно стоит посмотреть всем: люди старшего возраста вспомнят свою молодость, а молодому поколению, возможно, приоткроются некоторые ранее неизвестные страницы жизни родителей. Следующий показ состоится 17 марта.
Рубрика: Культура. Метка: Театр У Никитских ворот.