21.03.2019 22:48

«Тутанхамон – единственный соперник выставки Сергея Щукина»

В июне 2019 года два ведущих русских музея – Эрмитаж и ГМИИ имени Пушкина – в едином порыве объединят свои коллекции, чтобы отдать должное памяти знаменитейших московских коллекционеров: Сергея Щукина и Ивана Морозова. С XIX века Москва подпитывала энергией Петербург, а Петербург своим хорошим вкусом уравновешивал страстность Москвы. Но без неудержимых, увлечённых, безумных московских коллекционеров таких собраний не было бы. Поэтому выставки, посвящённые коллекционерам, решено провести одновременно в двух городах.

После революции коллекции Щукина и Морозова хранились в Музее нового западного искусства, но в 1948 году он был упразднён (начался послевоенный период конфронтации с западными странами, а в искусстве доминировал социалистический реализм), объединённая коллекция была разделена примерно пополам между ленинградским Эрмитажем и московским ГМИИ имени Пушкина. Этот исторический момент нельзя скорректировать, это случилось, но счастье, что картины вообще сохранились. Долгое время шедевры европейской живописи содержались в музейных фондах и их никто не видел. Это тоже часть нашей истории.

Но настал момент, когда две большие фигуры, любимцы ценителей искусства Сергей Щукин и Иван Морозов возвращаются знаковыми выставками в музейные залы. Работы из их коллекцией нуждаются в реставрации, поэтому ГМИИ имени Пушкина и Эрмитаж долго согласовывали, какие именно шедевры будут отобраны для выставок, к примеру, на гастроли в Москву привезут «Танец» Матисса, а в город на Неве временно отправится «Девочка на шаре» Пикассо.

21 марта на пресс-конференции в Итальянском дворике ГМИИ о грядущем событии рассказали директор ГМИИ им.А.С.Пушкина Марина Лошак, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и прекрасно говорящий по-русски внук Сергея Щукина Андре-Марк Делок-Фурко.

Михаил Пиотровский:
«Сергей Щукин – самый знаменитый в мире коллекционер, хотя коллекционеров было немало. Каждая выставка собранных им картин – это сенсация. Сейчас мы делаем венок памяти Сергею Щукину и Ивану Морозову. Они оба заслуживают больших представительных выставок, их коллекции не могут просто раствориться в фондах. Впрочем, искусство хрупкая вещь, работы великих мастеров не могут часто путешествовать и поэтому предстоящие выставки станут событием уникальным».

Андре-Марк Делок-Фурко:
«За всю историю выставок в Париже лишь Тутанхамон в 1967 году опередил щукинскую выставку. Приятно слышать, что Тутанхамон – единственный соперник. Для меня очень важно, что Сергей Иванович Щукин торжественно возвращается в свой родной город Москву. Я приезжал сюда в 1991 году и вижу, как здесь всё изменилось. Символично, что в XIX веке купцы двигали развитие города и сейчас всё, что строят в Москве, это тоже дело рук современных купцов, менеджеров. Летом всё здание музея будет посвящено моему деду, для внука это довольно прикольно».

Марина Лошак:
«Недавняя выставка коллекции Сергея Щукина в искушённом Париже собрала аудиторию в 1 250 000 человек и, чтобы все желающие могли увидеть шедевры живописи, музей перешёл на график работы с семи утра до часа ночи. Это беспрецедентный интерес. В дни проведения выставки фамилию Schukin с ударением по-французски на последний слог можно было услышать от парижан на улицах, а не только из уст специалистов в области искусства. Для французов стало откровением, что главные произведения знаменитых французских художников находятся не на их родине, а в Москве и в Петербурге».

Марина Лошак и Андре-Марк Делок-Фурко высказали также пожелание возвращения миру искусству исторического особняка Сергея Щукина, который сохранился, но в настоящее время занят Министерством обороны. Как заметил месье Делок-Фурко, «в 1941 году дом мобилизировали на войну против фашизма, но мы совместными усилиями победили фашизм и, может быть, пора вернуть дом Щукина искусству».

С 18 июня по 15 сентября вслед за парижанами и москвичи смогут своими глазами увидеть более 450 произведений из щукинской коллекции – живописные полотна, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства. Весь второй этаж ГМИИ имени Пушкина будет отдан биографии коллекции Щукина.

В процессе работы над выставкой её концепция двигалась в сторону показа успехов не только Сергея Щукина, но и его большой и очень известной семьи. Три брата Щукина тоже были коллекционерами. Тишайший интеллигентнейший западник Дмитрий с изумительным вкусом и точным пониманием предмета собирал коллекцию северного искусства, голландских мастеров. Он был не просто желанным гостем в Европе, его встречали как эксперта и как собрата. Его вещи составили основу экспозиции в голландских залах ГМИИ. Пётр Щукин запомнился современникам своим неудержимым интересом к искусству в целом, его дом был наполнен самыми разными предметами, которые позднее пополнили Исторический музей. Иван Щукин – одиночка, индивидуалист, о котором известно немного, но именно он влиял на вкусы Сергея Щукина.

Сергей Щукин был разносторонней личностью, и прекрасным оратором, и спортсменом, и путешественником-этнографом, объездившим весь мир. Его коллекционерская страсть проявилась в 1890-х годах, когда он с подачи младшего брата Ивана купил в Париже первые полотна импрессионистов. Ренуар, Дега, Моне, затем Сезанн, Гоген, ван Гог… Анри Матисс создал специально для особняка Щукина панно «Танец», художник приезжал в Москву, чтобы руководить развеской своих картин. Затем последовало увлечение Пикассо и приобретение 50 работ великого мастера.

После Октябрьской революции Щукин покинул родину и эмигрировал во Францию, где практически перестал покупать картины. А его художественная галерея в Москве была сохранена советскими властями и в 1919 году открыта для публичного обозрения. Позднее Сергей Щукин скажет: «Я собирал не столько для себя, сколько для своей страны и своего народа».

Тем временем, в залах Пушкинского музея пока без ажиотажа и длинных очередей любители искусства до начала июня могут увидеть «московскую половину» собрания Сергея Щукина, это более ста работ выдающихся мастеров.

Текст и фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Репортаж. Метки: пресс-конференция, ГМИИ имени Пушкина.

Другие публикации