27.03.2019 09:55

«Город на память». 441. ВСХВ-ВДНХ СССР. Центральный павильон

27 марта 2019 года
Фотопроект «Город на память». 441. ВСХВ-ВДНХ СССР. Центральный павильон

Пройдя под сводами монументальной арки Главного входа, посетители ВДНХ попадают на Центральную аллею с фонтанами и цветниками, которая ведёт мимо памятника основателю советского государства Владимиру Ленину к ступеням Центрального павильона. На момент открытия в 1954 году его залы были обильно украшены произведениями мастеров соцреализма и напоминали музей. Но уже к семидесятым годам главный выставочный павильон превратился в торжественную бухгалтерскую книгу: сколько домна выдала, а корова дала и сколько тонн они принесут государству в следующей пятилетке. В детском возрасте в этом павильоне было откровенно скучно, а позже – противно: за роскошными имперскими фасадами обосновался не внушающий доверия азиатский вещевой рынок.

Генеральным планом реконструкции ВСХВ, подготовленном в 1950 году архитекторами А.Жуковым и Р.Кликсом, было предусмотрено расширение и перепланировка территории довоенной выставки, создание парадной центральной оси. Главный павильон высотой 97 метров, увенчанный шпилем со звездой, украшенный скульптурами, гербами, лепниной стал новой доминантой выставочного ансамбля. Концепция выставочной экспозиции осталась прежней – в Главном павильоне демонстрировались достижения всего Союза, успехи в сельском хозяйстве, машиностроении, науке, развитие национальных культур народов СССР. По итогам архитектурного конкурса право возвести Главный павильон получили Георгий (Юрий) Щуко и Евгений Столяров.

На ВСХВ можно уловить влияние множества различных прототипов: от древнеримских храмов и восточных мавзолеев до русских средневековых кремлей и петербургских дворцов, но все эти мотивы не просто копировались, а по-новому преобразовывались с учётом задач государственной идеологии. Трёхъярусная композиция Главного павильона (переименованного в 1963 году в Центральный) отсылает к лучшим примерам русской классической архитектуры, русского ампира, например, его сравнивают со зданием петербургского Адмиралтейства.

Смотрите старые фотографии: Строительство Главного павильона ВСХВ. 1950 год: https://pastvu.com/p/27832 На заднем плане возвышается стела Конституции, входившая в ансамбль Главного павильона 1939 года. Вскоре довоенные постройки разберут и на этом месте будет разбит цветочный партер между фонтанами «Дружба народов» и «Каменный цветок».

Смотрите старые фотографии: Каркас Главного павильона ВСХВ. 1951 год: https://pastvu.com/p/69152

Башня павильона внутри представляет собой техническое пространство, заполненное хитросплетениями стальных конструкций над куполом главного зала.

Снаружи гостей встречали бронзовые изваяния вождей пролетариата, слева стоял Владимир Ленин (скульптор П.Яцыно), справа Иосиф Сталин (скульптор А.Кибальников). После разоблачения культа личности Сталина его скульптура была демонтирована в 1961 году и, надо полагать, отправилась на переплавку, а бронзовый Ленин, чтобы не нарушать симметрию архитектурной композиции, оказался сначала внутри павильона, в зале Конституции, затем в 1967 году (или в 1970 – к столетнему юбилею Ленина) был установлен на постамент в сотне метров от фасада здания. Это типовой памятник, его копии можно было увидеть возле Академии Тимирязева и на Киевском вокзале.

Смотрите старые фотографии: Скульптуры вождей. 1954 год: https://pastvu.com/p/64079


Временный горнолыжный трамплин заслонил вождю вид на светлое будущее


А вот и Сталин вернулся, но вскоре рассыпался

Четыре скульптурные группы «Рабочий и колхозница» украшают второй ярус павильона


Комплекты гигантских букв СССР были смонтированы на всех четырёх фасадах

Покрытый смальтой Герб СССР до и после реставрационных работ

На фризах обеих колоннад размещены медальоны с гербами шестнадцати советских республик, связанные между собой лепными гирляндами, композиционно объединены скульптурным картушем из знамён с государственным Гербом Союза ССР, выполненным из бетона и покрытым золотой и серебряной смальтой.

Шестнадцатая республика – Карело-Финская ССР – в 1956 году утратила республиканский статус, стала автономией в составе РСФСР и её герб был скрыт. В ходе современной реставрации оформление павильонов восстанавливается по состоянию на 1954 год, так что герб Карело-Финской ССР вновь сверкает позолотой на фасаде Центрального (Главного) павильона.

Стены галерей над входами украшены барельефами на тему «Труд в отраслях сельского хозяйства», которые выполнила бригада скульпторов под руководством Георгия Мотовилова.


Вытяжки воздуховодов спрятаны в огромные шишки

С весны 2012 года на ВВЦ (ВДНХ) возобновилось экскурсионное обслуживание и в рамках одной из экскурсий – «Легенды и мифы ВДНХ» – посетители имеют возможность слегка ознакомиться с закрытой частью Центрального павильона. Когда-то под землёй было построено большое защитное сооружение (бомбоубежище), которое и сейчас готово использоваться по прямому назначению. Этот действующий объект курируют компетентные органы и гостям предлагается осмотреть лишь несколько пустующих комнат на входе, а остальное окутано завесой секретности.

Можно упомянуть, что один из входов в подземелье находится у подножия памятника Ленину.


С противоположной стороны Центрального павильона предусмотрена невысокая, но очень длинная трибуна для проведения торжественных мероприятий. Выступающие ораторы могли при этом любоваться, пожалуй, самым красивым столичным фонтаном – «Дружба народов», который создан по проекту Константина Топуридзе. Вероятно, именно здесь и состоялась церемония открытия ВСХВ.

Смотрите старые фотографии: Открытие ВСХВ. 1954 год: https://pastvu.com/p/60527

Вот как описывало это событие пресса: «12 часов дня 1 августа 1954 года. Председатель Главного комитета ВСХВ министр сельского хозяйства СССР И.А.Бенедиктов объявляет выставку открытой. Звучит гимн Советского Союза. Взвивается флаг над Главным павильоном и вместе с ним флаги над павильонами союзных республик. Поток посетителей устремляется в широко распахнутые двери павильонов…»

Экспозиция павильона была представлена в центральном зале и восьми выставочных залах. Все они отделаны искусственным мрамором, украшены скульптурой и живописью, выполненной выдающимися советскими мастерами искусства А.Герасимовым, А.Дейнекой, П.Соколовым-Скаля, М.Манизером, Е.Вучетичем и другими.

Зал Октябрьской революции украшали два больших монументальных панно «Штурм Зимнего дворца в Октябре 1917 года» и «Провозглашение В.И. Лениным Советской власти на Втором Всероссийском съезде Советов» кисти П.Соколова-Скаля. Стенды с декоративными украшениями, картины в позолоченных рамах, красный тон стен и две скульптурные группы – «Красногвардеец и партизан», «Солдат и матрос» — выражали историческое значение Октябрьской революции в истории СССР.

Пройдя через большой портал в виде триумфальной арки, посетители попадали в круглый зал Советской Конституции, расположенный под кессонированным куполом павильона. В центре зала располагались огромные знамена шестнадцати союзных республик, в нишах установлены живописные панно: «Открытие Волго-Донского судоходного канала имени В.И.Ленина», «Студенты у нового здания МГУ», «Избранники народа — депутаты Верховного Совета в Кремле», «Советский народ имеет право на отдых» («В доме отдыха на Черноморском побережье»).

Восемь скульптурных групп, созданных под руководством Матвея Манизера, иллюстрировали статьи Конституции о правах граждан на труд, на образование, на отдых. Одухотворённые лица комбайнёра, сталевара, солдата, лётчика, учёного, женщины-депутаты, физкультурницы и другие выразительные образы демонстрировали готовность к новым трудовым и боевым подвигам во славу советской Родины.

Экспозиция Главного павильона показывала индустриальную мощь Советского Союза, успехи в коллективизации и механизации сельского хозяйства, перспективы развития и заботу партии и правительства о благе народа. Естественно, что на сельскохозяйственной выставке акцент был сделан именно на достижениях аграриев – витрины наглядно демонстрировали сортовые богатства СССР по зерновым, техническим, овощным, бахчевым, кормовым и плодовым культурам.

Смотрите старые фотографии: В зале Октябрьской революции. 1963 год: https://pastvu.com/p/660039

Смотрите старые фотографии: Зал Советской Конституции. 1955-1960 гг.: https://pastvu.com/p/659307

Смотрите старые фотографии: Зал Советской Конституции. 1954 год: https://pastvu.com/p/659305

Смотрите старые фотографии: Зал сельского хозяйства. 1960 год: https://pastvu.com/p/660038

Смотрите старые фотографии: Интерьеры Главного павильона. 1954 год: https://pastvu.com/p/270580

После трансформации ВСХВ в ВДНХ в 1959 году изменилось и наполнение Главного павильона, открылись залы «Достижения СССР в развитии тяжелой индустрии», «Развитие топливной и энергетической промышленности». Тематические выставки были приурочены к открытию партийных съездов и пленумов ЦК КПСС, первая такая выставка к XXIII съезду КПСС прошла в 1966 году, а самой впечатляющей экспозицией было отмечено 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции, грандиозная электрифицированная карта экономического развития СССР занимала площадь то ли 250, то ли 300 квадратных метров.

Смотрите старые фотографии: Карта развития промышленности СССР. 1970-1974 гг.: https://pastvu.com/p/864255

В девяностые годы центральный круглый зал павильона отдали Ассамблее народов России для размещения делового и культурного центра Дом народов России, а остальные залы арендовали торговые фирмы (вовсе не бутики мировых брендов, а развалы ширпотреба, в основном, из азиатских стран) и коммерческие выставочные проекты – таким образом ВДНХ (ВВЦ) приспосабливалась к выживанию в новых условиях. Здесь открылись музей подарков шоу «Поле чудес» Леонида Якубовича, Музей восковых фигур и даже выставка живых акул.

Для увеличения торговых площадей в павильоне был построен второй этаж, о сохранности интерьеров никто и не задумывался, тяжёлые роскошные люстры заменены на тусклые люминесцентные лампы, уцелевший местами оригинальный паркет безнадёжно испорчен.

Снаружи фрагменты декора из латуни и анодированного алюминия разворованы вандалами, гранит утрачен и заменён на цветную плитку, а часть старого плиточного покрытия на балконах по бокам здания разбита. Уцелели всего несколько оригинальных латунных решёток на полуподвальных окнах, остальные стыдливо заменены фанерными муляжами.

Лишь после выдворения торговцев в результате ремонтных работ в 2014 году посетителям открылись некоторые оригинальные фрагменты советского декора.

Самая удивительная находка была сделана в зале «СССР в борьбе за мир во всем мире» – за фанерной фальш-стеной был обнаружен горельеф выдающегося скульптора Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!»

Смотрите старые фотографии: Горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу – слава!». 1954 год: https://pastvu.com/p/611067

Монументальная композиция появилась в Главном павильоне ВСХВ в 1954 году, но в первоначальном виде экспонировалась недолго – после смерти вождя народов Сталин на знамени был замазан, позднее вместо советского герба появился ребёнок. А в 1967 году горельеф вообще скрыли от глаз посетителей.

Горельеф изображает шествие людей разных национальностей и профессий. Работа над ним продолжалась три года и в процессе горельеф претерпел некоторые изменения. Евгений Вучетич: «Главные трудности в работе определялись размерами рельефа и необходимостью очень точно передавать степень объёмности фигур, находящихся в разных планах». Фигуру Иосифа Сталина было решено заменить на другую, но профиль вождя остался на знамени вместе с профилями Ленина, Маркса и Энгельса. В 1956 году партийный съезд развенчал культ личности и Сталин (а заодно Маркс с Энгельсом) исчез со знамени. В оригинале центральные фигуры рабочего и колхозницы держали над головой герб СССР, позднее герб заменили младенцем, как символом грядущего счастья коммунизма.

К концу 1960-х годов «борьба с излишествами в архитектуре» добралась до главной выставки страны. Несколько ажурных павильонов были снесены, фасады ещё нескольких закрыли «намордниками», а горельеф в Центральном павильоне спрятали за фальш-стеной как несоответствующий новым требованиям советской эстетики. В 1990-х годах выставка превратилась в торговую площадку, внутреннее пространство Центрального перестроили и про Вучетича никто не вспоминал.

Небрежное обращение с памятником в минувшие годы повлекло утраты скульптурных голов и конечностей. По словам реставратора Инны Пчеловой, потери составили около 30%. Но они оказались восполнимы — когда горельеф открыли, вокруг было обнаружено множество фрагментов, не найдены только три большие головы. После нескольких лет работы реставрация полностью завершена.

В 2014 году в цокольном этаже павильона обнаружился намотанный на барабан живописный холст работы Александра Герасимова. Внушительных размеров (6,75 х 11 метров) картина написана в 1953 году и изображает делегатов второго Всесоюзного съезда колхозников и ударников труда, предложивших организовать в Москве Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Живописный шедевр считался безвозвратно утраченным.

В 2015-2016 годах в Центральном павильоне проходила выставка «Художники ВДНХ». В экспозиции были представлены работы российских и советских художников, скульпторов, мастеров декоративного искусства, в разное время создававших образ главной выставки страны.

В сталинском СССР вовсе не возбранялось изображать на холсте летающих горожан, загадочные геометрические фигуры и прочие фантазии, пришедшие на ум художникам. Но заслужить благосклонность государства (материальную помощь, мастерские, выставочные залы) могли лишь те, кто работал в эстетике социалистического реализма — направления в искусстве, придуманного Максимом Горьким и отображающего только позитивные сюжеты из жизни граждан Страны Советов. Выполняя партийный заказ, некоторые художники создали столь совершенные произведения, что эти работы пережили не только авторов, но и саму партию, и страну.

Лучшие мастера соцреализма были приглашены для оформления павильонов главной выставки страны — Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, открывшейся на северной окраине Москвы в 1939 году. После войны выставка возродилась в ещё более пафосном наряде: вновь выстроенные павильоны украсили скульптуры и живописные полотна, фрески и майолика, резьба по дереву и лепные украшения. В этой ответственной работе приняли участие Александр Дейнека,Александр Герасимов, Александр Самохвалов, Георгий Мотовилов, Евгений Вучетич, Аркадий Пластов, Дмитрий Налбандян, Владимир Фаворский и ещё многие мастера из разных республик Советского Союза.

Посетителей ВСХВ встречали изображения стахановцев и передовиков производства, знатных доярок и заслуженных шахтёров, оптимистичные сюжеты, прославляющие труд рабочих и колхозников. Эти произведения искусства воплощали главный принцип соцреализма — «чтобы весь народ, как в зеркале, увидел, чего он достиг и чего он может и должен добиться завтра». Сейчас такой подход кажется наивным, но несколько десятилетий тому назад это было основой идеологии.

Увы, подчинение сиюминутным идеологическим задачам как возвысило эти произведения, так и погубило. Сейчас от наследия ВСХВ осталось примерно 80%: некоторые скульптуры и картины были демонтированы после развенчания культа личности Сталина, некоторые исчезли после перепрофилирования выставки от республиканского к отраслевому принципу. Да и в постсоветские годы остатки былой роскоши ВСХВ воспринимались как пережиток ушедшей эпохи. Среди экспонатов выставки «Художники ВДНХ» представлены как работы и эскизы, созданные непосредственно для ВДНХ, так и произведения, характерные для стиля того или иного художника и при этом вписывающиеся в общий визуальный образ ансамбля.

История Центрального павильона на сайте ВДНХ: http://vdnh.ru/map/3936/

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, ВДНХ.

Другие публикации