«Срочно дайте мне программку! – с этими словами в антракте один из зрителей подбежал к билетёру, – Вначале не купил, думал не надо, ерунда, а тут такое!»
Парадокс мизансцены объясняется тем, что театральная критика ещё на выходе дружно обругала спектакль Максима Виторгана «В городе Лжедмитрове», подвергнув сомнению его способности как режиссёра: «Виторган – актёр!», закатав в асфальт исполнителей главных ролей Алексея Кортнева и Сергея Белоголовцева: «Они не актёры!». Остаётся гадать, что послужило спусковым крючком для столь преждевременной и явно несправедливой оценки, сырой ли прогон, выборочный ли показ отрывков, но, если судить по премьерному приёму «Лжедмитрова» публикой и финальному фейерверку эмоций в зрительном зале, то успех проекта очевидный, и успех этот заслуженный.
«В городе Лжедмитрове» – отличный и, главное, нужный спектакль. Дерзкий спектакль, провокационный. Абсолютно кайфовый спектакль для взрослых людей с забытым вкусом качественного юмора. Умная, серьёзная музыкальная комедия.
История создания «Лжедмитрова» чисто мушкетёрская. Идеей когда-то осенился Алексей Кортнев, написал пьесу Ярослав Свиридов, к процессу подключились Сергей Белоголовцев и Сергей Петрейков, а Максим Виторган на правах режиссёра-постановщика «всё переписал», то есть посмотрел на пьесу «театральным глазом». Звучит легко и весело, но, на самом деле, жанр политической сатиры – выбор тяжкий и непростой. Здесь архиважно обойтись без смачных плевков или заплинтусных гэгов, не скатиться в чернушную комедию, избежать многозначительной пафосности и чрезмерной слюнявой кусачести, не размыть весельем наболевшую проблему. Максим Виторган в этом отношении, мягко говоря, удивил, показав себя смелым, дерзким, остроумным режиссёром, а главное – честным и внутренне свободным. Последние качества, как вы знаете, приписаны у нас к разряду не comme il faut.
История города, куда приглашают зрителей, такова. В 1606 году Лжедмитрий I основал городище на берегу реки Высерки. В 1947 году Лжедмитров переименовали в Берияславль-Залесский в честь Л.П.Берия и окрестных лесов. В 1950 году под городом заработал Большой Ядерный Коллайдер (БЯКо). В 1954 году Берияславлю-Залесскому возвращено историческое имя Лжедмитров и вырублены леса. Жители города празднуют День Коллайдерщика, День рождения Мэра (Мудрый. Энергичный. Равнобедренный. Сын Зевса и лжедмитровской женщины. Срок годности не ограничен. Мэр города – лучшее, что случалось с Лжедмитровым, худшее, что случится с врагами Лжедмитрова), День ЗОЖа (Закона Общественной Жизни), начало НЭПа (нескончаемой Эпохи Процветания), День ЛОХа (Лицо с Особыми Характеристиками, он же Лжитель), и другие праздничные даты.
Граждане города делятся также на ОРКов (Ответственных Работников Коллайдера) и ПОЦов (Персоны Особой Ценности). КанДомы – кандидаты на должность Мэра, ВыдРО – выдающиеся работники отрасли. Фраза «Алё, ГорАСЖ», означает запрос в Городскую Автономную Систему Жизнеобеспечения или Голос из прекрасного близка.
Выбраться из Лжедмитрова – невозможно, город находится под куполом невидимого излучения коллайдера. Но кое-кому это удаётся. Героя, которого играет Алексей Кортнев, зовут Антон Мячиков, он музыкант и однажды он исчезает. Правда, потом возвращается, но с провалами в памяти, забыв всё – старых друзей, большую любовь, дорогу, по которой покинул город. Усилиями мэра города или Сергея Рылеева по кличке «Рыло» в лице Сергея Белоголовцева память удаётся восстановить…
Из первоначального сумбура спектакль очень быстро и уверенно начинает приобретать форму, наполняться музыкой, песнями, романтикой, драмой, абсурдом, узнаваемостью типажей. Меньше всего ожидаешь получить романтическую линию, а она здесь чудесна, легка и нежна. Сценография удивляет яркой фантасмагоричностью, визуальная и интерактивная стороны спектакля представляют собой отличный интертеймент, а музыка и песни – отдельное долгоиграющее удовольствие.
Режиссёр Виторган объединил пародию, гротеск, сатиру, не побоялся непрофессионалов, сделал изящно-страшные экскурсы «назад» в историю, точечными вспышками расставил драматические акценты, тонко уколол в проблемные места, лихо-стильно закрутил свет и музыку, да ещё при этом показал красивую, чувственную, по-детски беззащитную историю о любви. Стоит ли удивляться, что почти три часа спектакля пролетают как пять минут. За внешней кричащей буффонадой, нарочитым кривлянием, паясничанием всё тонко, остроумно, проникновенно.
Интересный момент. Кортневу и Белоголовцеву не надо иметь способность менять тысячу масок на лице. Они – не дипломированные лицедеи, но тот род людей, с которыми можно осуществить невидимые коммуникации, пообщаться молча, не раскрывая рта, испытываемое к ним уважение и доверие гораздо важнее отточенного мастерства для спектакля подобного жанра. Кортнев, Белоголовцев не развлекают публику со сцены, а играют глубоко, эмоционально, пропуская абсурдные ситуации через свой жизненный опыт. Да, не МХАТ, но нет, не КВН, Станиславский сказал бы: «Верю!»
В спектакль интегрированы музыканты из команды Кортнева «Несчастный случай». Павел Мордюков в образе Вергилия Панкоффа, продавца совести с авоськой, чем-то напомнил и Деточкина, и Сталкера. От шикарной Натальи Вдовиной не оторвать глаз.
Самое страшное в спектакле то, что абсурд Лжедмитрова ложен. Нет никакого абсурда, потому что он есть реальность нашего с вами бытия, мы вросли в него, он стал нашей частью, мы приспособились его не замечать…
Спектакль очень нужный и своевременный, позволяющий облегчительно выпустить воздух, дарящий спасительную разрядку, своеобразный выдох. Эмоции без выплеска представляют собой опасную штуку, ядерный коллайдер в Лжедмитрове ведь может рвануть так, что мало не покажется…