11.04.2019 16:38

«Город на память». 451. ВСХВ-ВДНХ СССР. Павильон «Механизация»/«Машиностроение»

11 апреля 2019 года
Фотопроект «Город на память». 451. ВСХВ-ВДНХ СССР. Павильон «Механизация»/«Машиностроение»

Павильон «Механизация»/«Машиностроение»/«Космос» – самый заметный и узнаваемый на ВДНХ благодаря высокому стеклянному куполу и полукруглому вытянутому зданию в виде эллинга. И это один из самых старых павильонов выставки, который открылся в 1939 году, а затем менялся, подстраиваясь под очередную выставочную концепцию. Павильон привлекал внимание посетителей не только оригинальной архитектурой, но и зрелищными выставками, представлявшими эволюцию отечественного машиностроения и достижения в освоении космического пространства.

В 1937 году первоначальный проект многоярусной башни, «деревянного небоскрёба» Вячеслава Олтаржевского был признан неудачным – белоснежный павильон «Механизация» не мог вместить громоздкие комбайны, тракторы, самолёты и оптимизировать поток многочисленных посетителей. Правительственная комиссия сочла здание «примитивным, уродливым» и уже построенный павильон пришлось снести. По совокупности просчётов, в том числе за задержку с открытием выставки, главный архитектор ВСХВ Олтаржевский был отстранён от должности и сослан в Воркуту, а павильон «Механизация» возведён в 1938-1939 годах по проекту архитекторов Виктора Андреева, Ивана Таранова и Надежды Быковой.

Смотрите старые фотографии: Проект павильона Механизации Вячеслава Олтаржевского. 1939 год: https://pastvu.com/p/875586

Памятуя о судьбе Олтаржевского, коллектив архитекторов воздержался от архитектурных изысков и представил функциональный проект, напоминающий индустриальную постройку из бетона, стали и стекла – эллинг, ангар для дирижаблей, поражающий своими размерами. Идея оказалась эффектной и эффективной – сельскохозяйственные машины, расположенные на двух ярусах павильона, были видны с разных точек выставки. Техника словно строем двигалась по конвейерам, что, по замыслу авторов проекта, создавало «внушительную картину индустриальной мощи сельского хозяйства СССР».

Смотрите старые фотографии: Строительство павильона «Механизация». 1938 год: https://pastvu.com/p/77932

Смотрите старые фотографии: Павильон «Механизация». 1939 год: https://pastvu.com/p/303175

Смотрите старые фотографии: Павильон «Механизация». 1939 год: https://pastvu.com/p/65183 Вид со стороны площади Механизации

Смотрите старые фотографии: Павильон «Механизация». 1939 год: https://pastvu.com/p/913441 Вид со стороны прудов

Впрочем, совсем без украшений павильон не остался – на торцевых стенах стилобата появились барельефы работы скульптора С.Меркурова с изображением трудящихся людей разных профессий. Из-за недостатка информации с историей ВСХВ связано немало легенд и предположений, что касается «Механизации», необычная форма павильона породила миф про «дирижаблепорт», который изначально якобы собирались здесь построить (в тридцатые годы была популярна идея использования дирижаблей в качестве транспортного средства).

В довоенной экспозиции были представлены тематические направления «Тракторная и автомобильная промышленность», «Сельскохозяйственное машиностроение», «Технологии механизации возделывания зерновых культур и трав», «Способы освоения новых и осушение заболоченных земель», «Механизация в сельскохозяйственном производстве и в животноводстве», «Авиация и ее применение в сельском хозяйстве», «Электрификация сельского хозяйства» и другие.

Смотрите старые фотографии: Павильон «Механизация». 1940 год: https://pastvu.com/p/349243 

Смотрите старые фотографии: Самолёты У-2 на стилобате. 1939 год: https://pastvu.com/p/726423

Смотрите старые фотографии: Электротрактор ВИМЭ на шасси СТЗ-НАТИ. 1930-1940 гг.: https://pastvu.com/p/96330 На этой фотографии на стилобате можно заметить платформы, на которые поставлены сельскохозяйственные машины. Интересно, что эти платформы, нагруженные экспонатами, медленно двигались, словно заводской конвейер. Какие двигатели приводили этот тяжёлый транспортёр в движение, как был устроен механизм — эти технологические подробности утрачены. Когда ВСХВ в 1954 году открылась повторно, посетители увидели статичную экспозицию.

Смотрите старые фотографии: Зал автомобилестроения в павильоне «Механизация». 1939-1940 гг.: https://pastvu.com/p/96324

Смотрите старые фотографии: Павильон «Механизация». 1939-1940 гг.: https://pastvu.com/p/641520 К дальнему торцу павильона будет пристроен новый большой зал за счёт сноса нескольких довоенных деревянных павильонов.

Смотрите старые фотографии: Павильон «Главконсерв». 1939 год: https://pastvu.com/p/466521 Один из снесённых павильонов при реконструкции «Механизации».

Смотрите старые фотографии: Реконструкция павильона «Механизация». 1951 год: https://pastvu.com/p/69153

В 1954 году павильон получил новое название «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР» и новый облик (архитекторы В.Андреев и И.Таранов,
главный конструктор М.Лимановский, конструктор купола Г.Гордон). Архитектурная мода поменялась: сталинский ампир предполагал обилие украшений и использование разнообразной советской символики. Торец эллинга, выходящий на площадь Механизации, оказался перекрыт входной аркой с двумя гранёными башнями, а пролёт арки был выполнен из зеркального стекла. По центру арки размещался герб СССР, а на самом верху – профили вождей, Владимира Ленина и Иосифа Сталина. Украшенные барельефами башни венчали две покрытые золотой смальтой скульптуры – мужчина-механизатор, сжимающий рычаг трактора, и женщина за штурвалом комбайна. Барельефы на башнях изображают людей труда – машиностроителей, нефтяников, земледельцев, энергетиков, а будущее советской страны олицетворяют пионер и пионерка с моделями трактора и самолёта в руках (одинаковые изображения детей продублированы на обеих башнях).

Смотрите старые фотографии: Павильон «Машиностроение». 1956 год: https://pastvu.com/p/9075

XX съезд КПСС состоялся в феврале 1956 года, культ личности Сталина развенчан и через несколько лет на картуше останется одинокий профиль Ленина. Да и сам картуш со временем исчезнет, но будет восстановлен в наши дни – уже без идеологически неактуальных профилей.

Со стороны Каменских прудов к эллингу пристроили двухэтажный зал с остеклённым куполом высотой 60 метров и портиком.

Дальний торец павильона в зале под куполом украсила позолоченная скульптурная композиция «Шествие советских людей к коммунизму» (скульптор и руководитель — Николай Томский, скульпторы Бабурин, Шварц, Цигаль и Кербель).

Смотрите старые фотографии: Скульптурная композиция «Шествие советских людей к коммунизму». 1954-1955 гг.: https://pastvu.com/p/849240

На обновлённой ВСХВ в павильоне были представлены не только сельхозмашины, в залах экспонировался широкий спектр продукции советского машиностроения от измерительных приборов до паровых турбин. В 1956-1959 и 1961-1967 годах павильон назывался «Машиностроение», в 26 залах и на двух открытых площадках посетители могли видеть кузнечно-прессовое, литейное и металлорежущее оборудование; технику, применяемую цветной и черной металлургии; контрольно-измерительные приборы и автоматы; фрезерные, шлифовальные, токарные, сверлильные, станки, автоматические линии и другие новинки советского машиностроения.

Смотрите старые фотографии: Трактор ЧТЗ ДЭТ-250. 1957 год: https://pastvu.com/p/324662 На этом пьедестале в разные годы побывали лучшие отечественные тракторы от «Сталинца» до «Кировца».

Смотрите старые фотографии: 40-тонный самосвал МАЗ-530. 1958 год: https://pastvu.com/p/342793

Смотрите старые фотографии: Кукурузоуброчный комбайн. 1957 год: https://pastvu.com/p/16627

Смотрите старые фотографии: Автобус ПАЗ-652. 1958 год: https://pastvu.com/p/324665

Смотрите старые фотографии: М-21 «Волга». 1957 год: https://pastvu.com/p/791125

Смотрите старые фотографии: «Чайка». 1958 год: https://pastvu.com/p/324667

Смотрите старые фотографии: Павильон «Машиностроение». 1956-1957 гг.: https://pastvu.com/p/545832

Когда в 2014 году началось возрождение ВДНХ, павильон «Машиностроение» (уже известный как «Космос») вернулся к истокам – здесь прошла выставка, посвящённая 90-летию отечественной автомобильной промышленности и представляющая 90 советских автомобилей из музейных и частных коллекций.

История советского автомобилестроения началась осенью 1924 года, когда на заводе АМО (Автомобильного московского общества) были выпущены первые десять грузовых автомобилей АМО-Ф-15.


НАМИ-1


АМО-3


ГАЗ М-415


ГАЗ-410


ГАЗ-ММ


ГАЗ-69


УралЗИС-355М


ГАЗ ГЛ-1


КИМ 10-50


Москвич-401/422


Москвич-402


Москвич-408


ГАЗ-М20А


ГАЗ-21Р


ГАЗ-13 «Чайка»


ЗАЗ-965


«Старт» на шасси ГАЗ-21


ЗИЛ-118К «Юность»


ВАЗ-2101


ВАЗ-2103


ВАЗ-2121 «Нива»

Вторая современная выставка тоже отчасти была посвящена механизации и называлась «Механика чуда». Её организаторы предприняли попытку подробно показать устройство олимпийского шоу – праздников открытия и закрытия Зимних Олимпийских игр, впервые проходивших в 2014 году в России, в городе Сочи.

Выставку осмотрели легенды отечественного хоккея Вячеслав Фетисов и Павел Буре. Вячеслав Фетисов:
«В детстве я часто бывал на ВДНХ и одним из главных павильонов, куда стремились мальчишки, был как раз павильон «Космос». Это связано с полётом Гагарина, с каким-то магнетизмом слова «космос». Сегодня Москва много делает, чтобы возродить ВДНХ, и спорт может стать той самой темой, которая будет привлекать сюда людей. Прикоснуться к величию Олимпийских игр многим людям будет интересно. На церемонии открытия мне довелось с честью нести флаг Олимпиады, приятно вспомнить те волнительные минуты».
Павел Буре:
«Для меня ВДНХ – это особое место, как для всех, кто вырос в Москве. Очень приятно снова здесь находиться: много хороших, приятных воспоминаний. И приятно, что ВДНХ и спорт объединяются. Я считаю, что церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи были лучшими за всю историю. Очень много людей смотрели это по телевизору, кому-то посчастливилось побывать на стадионе, а теперь к этой истории можно прикоснуться, увидеть живьём».

Ну а в далёком 1961 году в павильоне и на площади Промышленности размещалась временная экспозиция «Градостроительство». После войны Москва переживала строительный бум, в городе возвели немало кирпичных жилых домов – и парадных многоэтажек, и рабочих городков коттеджного типа. Но жилья в столице всё равно катастрофически не хватало и в конце пятидесятых начались эксперименты с недорогими и быстровозводимыми пятиэтажками из блоков или панелей. Первый экспериментальный квартал с домами разных типов был построен в 1957 году в Новых Черёмушках, к началу шестидесятых технология была отработана и готова использоваться по всему Союзу. Так что экспозиция «Градостроительство» на главной выставке страны вряд ли проводилась случайно – это был смотр готовности к «реновации» бараков и коммуналок.

Смотрите старые фотографии: Павильон «Градостроительство». 1960 год: https://pastvu.com/p/94016 На площадке видно не только строительную, но и дорожно-коммунальную технику.

Вскоре машиностроительная экспозиция перестала умещаться в одном, даже столь просторном здании. В связи со сменой концепции главной выставки страны республиканские павильоны прежней ВСХВ стали уступать свои залы отраслям промышленности, в том числе и разделам машиностроения, а в зале под куполом в 1964-1965 годах открылась выставка, посвящённая абсолютно новой теме – освоению космического пространства. В 1965 году Юрий Гагарин побывал на ВДНХ и осмотрел первые экспонаты. В те романтические годы идеи дальних космических перелётов и поиска внеземных цивилизаций будоражили умы и павильон вновь стал одним из самых посещаемых на выставке.

Смотрите старые фотографии: Павильон «Машиностроение». 1966 год: https://pastvu.com/p/324512 Машиностроение и космос некоторое время уживались в одном павильоне.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метка: ВДНХ.

Другие публикации