8-16 июня в Приладожье состоялся крупнейший внедорожный фестиваль «LADOGA TROPHY’19».
Земля испокон веков рожала людей, которым скучно на проторенных дорожках. Для тех, кого тянут бездорожье и приключения, восьмого июня в двадцать третий раз подряд стартовала внедорожная гонка «LADOGA TROPHY».
Много лет подряд «Ладога» начинается на Исаакиевской площади Петербурга. На глазах восхищенных горожан и гостей города экипажи один за другим поднимались на торжественный подиум и отправлялись во внедорожный марафон вокруг крупнейшего озера Европы.
«Ладога трофи» – это всегда праздник. Для одного из экипажей восьмое июня стало днем старта во всех отношениях. С торжественного подиума экипаж Юрий Борискин – Татьяна Архипова (Санкт-Петербург) отправились в ЗАГС, а оттуда – в самое необычное свадебное путешествие.
Трофи-рейд – самая труднопроходимая гоночная дисциплина. Маршруты пролегают по очень пересеченной местности: скалы, болота, речные броды. Участники, особенно штурманы, должны быть готовы ко всему: по грудь в воде ножками проверять путь перед автомобилем, тянуть трос, чтобы вытащить застрявший болид из грязи (в трофи-рейдах этот муторный процесс называется красивым словом «лебедиться»).
Не один экипаж (на условиях полной анонимности) признавался мне, что в ходе гонки их не раз и не два посещает мысль: «И зачем я сюда опять полез? Пройду маршрут, и ноги моей больше не будет в трофи». Но гонка заканчивается, проходит от силы пара недель, и гонщиков снова тянет в болота и внедорожье. Трофи-рейд – это не только спортивное соревнование, но и проверка собственных сил и умений, преодоление себя.
Тем, кто не готов застревать в болотах, но оффроад любит, на «Ладоге» тоже найдется место. В фестивале принимают участие болиды и экипажи самого разного уровня подготовки: от спортивных прототипов, неоднократных чемпионов российских и международных соревнований, до серийных внедорожников, на которых отправляются в путь целыми семьями, с маленькими детьми и домашними любимцами.
Самая колоритная группа участников – «котлеты». Так называют полностью самодельные автомобили, рожденные умами и руками российских (и не только) умельцев: дизайн от создателей «Безумного Макса», мотор от Лендровера, сцепление от Тойоты, колеса от трактора. Для них существует специальный зачет Adventure Open, где болиды носят звучные названия: «Реактор», «Рыжая бестия», «Кикимора».
«Ладога» интернациональна. Помимо россиян, среди участников много финнов, белорусов, наших прибалтийских соседей. Есть также представители Польши, Германии, Бельгии. Бельгиец Марио Тальпе приезжает на Ладогу уже в третий раз. Его привлекает невероятная атмосфера дружбы и взаимовыручки, которую не встретишь на других внедорожных фестивалях. В самый первый приезд бельгийцев взял под своё крыло семейный экипаж из Санкт-Петербурга, Ирина и Алексей Орловы (Landrover Defender), и с тех пор опекает: решает языковые проблемы, выручает на трассе. Да и такого бездорожья, как в России, в Бельгии, конечно, не сыскать: в стране общей площадью меньше Ладожского озера всего оффроуда наберется от силы два гектара, на которых кучкуется порядка двух сотен джиперов. С такими данными Ладога вполне может претендовать на титул европейской, а то и мировой столицы трофи-рейдов.
Для каждого класса на трофи – свой маршрут. Пока спортивные экипажи зачетов Adventure и TR штурмуют скалы и болота, машины категории Grand Tourism путешествуют по живописным местам Карелии и наслаждаются красотами природы. Дорожная карта для них составлена так, чтобы захватить самые красивые и интересные места Приладожья: завораживающие моренные озера, невероятные скалы мыса Импилахти в северной оконечности Ладожского озера, мраморные карьеры Рускеалы. Автомобильный туризм в России набирает популярность, и организаторы видят большое будущее в этих относительно новых для «Ладога Трофи» зачетах.
Польские аргонавты Войцех Антонюк и Себастьян Клоновски приезжают на «Ладогу» уже в шестой раз. Их гусеничный вездеход ARGO неудержим на болотах. По грязи и бродам он идет ходом, с неизменной скоростью тридцать километров в час, и три года назад, в исключительно мокрую «Ладогу», даже привёз свой экипаж на первое место в зачете ATV Special (гусеничные экипажи и сильно модифицированные квадроциклы). К сожалению, по ровной и сухой поверхности «Арго» идет тоже со скоростью тридцать километров в час, и более быстрые соперники его обгоняют. В этом году тандем Антонюк/Клоновски пришёл вторым в своём классе.
Впервые в этом году в «Ладога Трофи» приняла участие «Кикимора» из Челябинской области (пилот Александр Гасаненко, штурман Игорь Прочуханов). Кислотно-зеленая «Нива» с яркой аэрографией моментально стала любимицей прессы и участников. «Ну что, Кикимора проехала мимо вас? Не села нигде?» – интересовались судьи на финише у возвращающихся с точки фотографов. Экипажу «Кикиморы» гонка далась непросто: сказался недостаток опыта участия в трофи-марафонах такого масштаба. Александр и Игорь приехали вдвоём, без механиков, поэтому ночи они проводили, чиня неизбежные поломки, а по утрам снова садились за руль. Ребята планируют вернуться в следующем году и всем показать, как умеют гоняться суровые челябинские кикиморы.
За проведение гонки и порядок на бивуаке отвечает команда организаторов. Перед ними стоит множество разнообразных задач, от получения всех необходимых разрешений и прокладки маршрутов, до горячего душа для участников. Гонять по лагерю на большой скорости строго запрещено: с проселочной дороги поднимаются тучи пыли и садятся ровным слоем на палатки и обитателей. Любители быстрой езды по территории наказываются штрафом. Есть и альтернатива: вооружиться лейкой и намочить водой дорожку, чтобы осела пыль. Лейку организаторы предоставляют.
Случиться в гонке может всякое, и за оказание первой помощи на трассе и в лагере отвечала группа медиков-волонтеров. Одному из них пришлось ненадолго покинуть Ладогу: Алексей Михайлов и его коллеги из петебургской клиники МИБС вылетели в Москву, чтобы получить «Призвание» – главную медицинскую премию России.
Приладожские леса полны живности: за время гонки участникам повстречалась кабаниха с потомством, лось, кто-то видел медвежьи следы. Всё это – разумные звери, которые не станут бросаться, если человек их не спровоцирует. Но самые кровожадные твари, от которых не укрыться и которые всегда нападают первыми – это местные комары. Комары, мошка, слепни и оводы кружат над гоночной трассой (не иначе как кто-то под пытками выдал им содержание дорожной книги и GPS координаты), а вечерами слетаются к бивуаку попить джиперской кровушки. Репелленты их если и пугают, то ненадолго; единственное надежное средство – ледяной ветер с Ладоги, когда температура воздуха падает на 15 градусов за пять минут.
«Ладога Трофи» завершилась награждением победителей и яркой вечеринкой на берегу озера. Разъехались по домам участники, отважно штурмовавшие карельское внедорожье, организаторы, сделавшие эту гонку такой родной и уютной, фотографы, готовые ради эффектного кадра часами стоять по пояс в болоте. Разъехались с обещанием встретиться снова через год, на двадцать четвертой «Ладоге».