Фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского», проходивший в Москве и Подмосковье с 7 по 16 июня, представил в конкурсной программе восемь спектаклей театров из разных регионов. Фестиваль выполнил и образовательную миссию, пригласив в столицу студентов театральных вузов, которые смогли посетить лекции историков театра, тренинги и мастер-классы.
14 июня будущие актёры познакомились с Москвой Станиславского, побывали на Таганке, в Никольском, Камергерском и Леонтьевском переулках.
В 1785 году московский купец Алексеев основал в районе Таганки фабрику золотой и серебряной канители, используемой в парадных мундирах и церковном облачении. Эта фабрика одной из первых в России ввела машинное производство. А для рабочих был организован театральный кружок, где все желающие могли творчески проводить досуг. Впрочем, 12-часовой рабочий день вряд ли способствовал развитию талантов. В советские годы на базе старинной фабрики работал завод «Электропровод», а в наши дни в краснокирпичных корпусах обосновались бизнес-центр «Фабрика Станиславского» и Студия театрального искусства Сергея Женовача.
В одном из соседних с фабрикой особняков в 1863 году родился будущий режиссёр Константин Алексеев, вошедший в историю театра под псевдонимом Станиславский. В этой усадьбе прошли его детские годы, а большую часть жизни Станиславский провёл в доме у Красных ворот, который до наших дней не сохранился. Позднее реформатор русского театра переехал в особняк на Каретном ряду.
На Никольской улице находился ресторан русской кухни с европейским обслуживанием «Славянский базар», пользовавшийся высокой репутацией у московских гурманов. Именно здесь состоялась историческая встреча Владимира Немировича-Данченко с Константином Станиславским. Во время продолжительного обеда, растянувшегося на 18 часов, родился Московский художественный театр. Немирович-Данченко взял на себя вопросы литературного и организационного характера, а на Станиславского была возложена режиссёрская и постановочная часть.
Первые репетиции труппы нового театра состоялись в 1898 году на даче в подмосковном Пушкино, а обосновался МХТ в Камергерском переулке. Здесь к студенческой экскурсии присоединился художественный руководитель Московского Губернского театра и фестиваля «Фабрика Станиславского» Сергей Безруков.
Сергей Безруков:
«Система Станиславского даёт возможность актёру не играть на сцене, а жить. Это важно и в современном новаторском и высокотехнологичном театре. Неправильно, если актёр становится функцией в руках режиссёра и бездумно выполняет какие-то действия. Это отсутствие театра. В МХТ, ещё будучи студентом, я с галёрки смотрел спектакли Питера Штайна, мэтр тоже использовал систему Станиславского. Этот зал, оформленный Шехтелем, это портретное фойе театра священны. Архитектор Фёдор Шехтель почёл за честь выполнить этот заказ безвозмездно».
Последним адресом Константина Станиславского стал особняк в Леонтьевском переулке, после тяжёлого инфаркта врачи запретили ему выходить на подмостки и режиссёр репетировал с актёрами у себя дома. В Москве всегда было трудно с жильём, но Станиславскому власти предоставили не только квартиру, но и репетиционный зал. В 1948 году в особняке открыт Дом-музей Константина Станиславского.
Рубрика: Репортаж. Метки: прогулки по Москве, Сергей Безруков, МХТ, Константин Станиславский.