13 июля 2019 года
Фотопроект «Город на память». 488. Фили «для служебного пользования»
«Город на память» показывает не только «застывшую в камне музыку» (как назвал архитектуру Иоганн Вольфганг Гете), но и живую современную жизнь мегаполиса. В краеведческие сюжеты органично встраиваются новостные репортажи, подготовленные для СМИ «Русский блоггер» и Столичного информпортала. Таким образом новости обретают вторую жизнь, а читатели имеют возможность ещё раз заглянуть за двери ведомственных учреждений. В этом сюжете использованы репортажи из музея-бункера МЧС под «Ближней дачей» Иосифа Сталина, пожарно-спасательной части № 28 и электродепо «Фили».
В 2015 году на территории Центрального регионального центра МЧС России (Давыдковская улица, 7с2) открылись стела в память о сотрудниках, погибших при исполнении служебных обязанностей, и музейно-выставочный комплекс, созданный силами сотрудников центра.
Изюминкой нового музея является рабочий кабинет Иосифа Сталина в бункере под «Ближней дачей» в живописном Матвеевском лесу. Место для постройки дачи было выбрано самим Сталиным чисто случайно во время кратковременной остановки его автомашины.
На облюбованной территории был сосновый бор, кусты, овраг. Местность пересекали проселочные и шоссейные дороги идущие на Воробьевы горы, в совхоз «Волынское» и деревню Матвеевка, вплотную к территории объекта примыкали колхозные поля и огороды.
Смотрите старые фотографии: «Ближняя дача» Сталина. 1952 год: https://pastvu.com/p/74002
Собственно дача Сталина была построена в 1933-1934 годах по проекту архитектора Мирона Мержанова, а защитное сооружение оборудовано накануне войны. Сталин любил эту загородную резиденцию, которую называли «Ближней дачей», и после войны проживал здесь постоянно до своей смерти. Участок был огорожен двумя деревянными заборами – двухметровым и четырёхметровым – с воротами на север, запад, юг и восток. В конце 1940-х годов вокруг объекта было высажено свыше 5000 деревьев – елей, сосен, берёз.
Смотрите старые фотографии: «Ближняя дача» Сталина. Кабинет. 1954 год: https://pastvu.com/p/74471
Смотрите старые фотографии: «Ближняя дача» Сталина. Рабочая комната. 1954 год: https://pastvu.com/p/74474
Смотрите старые фотографии: «Ближняя дача» Сталина. Большая столовая. 1954 год: https://pastvu.com/p/74466 1 марта охранник обнаружил здесь Сталина, лежащего на полу с признаками инсульта, а спустя четыре дня вождь умер на диване в этой же столовой.
В бункер вождь спускался нечасто: достоверно известно, что в 1941 году в подземном рабочем кабинете состоялись несколько совещаний. Дача до сих пор остаётся правительственным режимным объектом, а её подземная часть уже давно перешла в ведение гражданской обороны. По словам сотрудников, площадь объекта составляет около 1600 квадратных метров, а для посещения доступна его небольшая часть — три недавно оборудованных музейных зала. Помещения находятся на глубине 20 метров и защищены герметичными дверями.
Обстановка рабочего кабинета Сталина не сохранилась, самое ценное здесь это отреставрированные исторические стены, паркет, люстра. На столах – скопированные карты боевых действий, подключенные к сети телефонные аппараты (с них можно позвонить), настольная лампа, графин с водой, газеты, трубка, пачка любимых сталинских папирос «Герцеговина Флор» (говорят, вождь набивал трубку таким табаком). Это не подлинные вещи Сталина, а аутентичные эпохе.
К кабинету примыкает маленькая комната для отдыха Сталина, в которой едва помещаются кровать и тумбочка. Вряд ли в ближайшее время музей будет доступен широкому кругу любителей истории — в Центральном региональном центре МЧС России действует пропускная система.
Первый зал музея посвящён Великой Отечественной войне, среди экспонатов – находки поисковых отрядов, фотографии, документы, письма с войны. «Бойцы противовоздушной обороны выполняли сложные задачи: под огнем противника защищали жилые дома, тушили пожары, обеспечивали устойчивую работу всех коммунальных служб, а также защищали жизнь и здоровье жителей. На освобожденных территориях разминировали местность, восстанавливали дороги и мосты. И возвращали жизнь в населенные пункты», — рассказал глава МЧС Владимир Пучков. Экспозиция других залов рассказывает о буднях современных спасателей в разных регионах России.
В 2018 году автопарк МЧС стал пополняться новыми мотоциклами BMW в пожарно-спасательной оснастке. Первые такие мотоциклы поступили в распоряжение пожарно-спасательной части № 28 в Филях (улица Братьев Фонченко, 6).
Здание пожарно-спасательной части № 28 было построено в 1994-1995 годах. Это далеко не шедевр архитектуры, зато функционально полностью соответствует требованиям, проектом предусмотрен просторный гараж для автомобилей и башня, предназначенная для сушки рукавов. Это специализированная часть по тушению крупных пожаров, её расчёты работают по всей Москве.
В гараже стоят цистерна, автомобиль газового тушения и многоцелевой автомобиль с перегретым паром. В постоянной готовности на боевом дежурстве теперь находятся и пожарно-спасательные мотоциклы. Для управления новой техникой руководство выбрало постоянно практикующих мотоциклистов, а не просто обладателей водительских прав категории А.
О новинках рассказывает начальник службы пожаротушения Западного округа подполковник Андрей Кононов: «По причине плотного движения автотранспорта на московских улицах пожарно-спасательные автомобили порой не могут оперативно добраться к месту пожара, к месту чрезвычайной ситуации и тут на помощь приходят манёвренные мотоциклы. Пожарно-спасательные мотоциклы на базе BMW с бензиновым двигателем 800 кубов находятся на вооружении 28 ПСЧ и активно применяются. За две недели мотоциклисты совершили 110 выездов на аварийно-спасательные работы, в дорожно-транспортных происшествиях спасено 37 человек. Их первоочередная задача — спасти жизни людей.
Пожарно-спасательные мотоциклы в обязательном порядке выезжают в паре. Один мотоцикл оснащён ранцевой установкой пожаротушения для ликвидации возгорания на начальной стадии как на транспорте, так и на любых городских объектах. Второй мотоцикл доставляет ручной шанцевый инструмент «хулиган» и электрифицированный инструмент Holmatra с аккумуляторной батареей, которые предназначены для разрезания частей кузова автотранспорта или вскрытия конструкций. Это очень надёжные инструменты. В багажных кофрах также имеются радиостанция, аптечки первой помощи, перевязочные материалы, материалы для фиксации шейных позвонков и конечностей пострадавших, трос для спасения человека из воды, конусы и лента для ограждения места происшествия и другое пожарно-техническое вооружение. На сегодня на дежурстве находятся шесть таких мотоциклов, но уже сделан заказ и к 1 июля их количество увеличится до двадцати восьми».
Пожарные продемонстрировали возможности практического применения оборудования, которым укомплектованы мотоциклы. По сценарию учения легковой автомобиль условно попал в дорожно-транспортное происшествие и прибывшее на место подразделение демонтирует дверцы и крышу машины, деблокирует находящегося в салоне пострадавшего. Затем бойцы используют ранцевую установку пожаротушения для ликвидации возгорания автомобиля.
В гараже пожарно-спасательной части были замечены раритетный ГАЗ-51 и мотоцикл с коляской. Эти машины оказались здесь для участия в предстоящей выставке исторической пожарной техники на Поклонной горе.
Электродепо «Фили» (ТЧ-9, Багратионовский проезд, 16), открывшееся в 1962 году, обслуживает Филёвскую линию Московского метрополитена. Особенность Филёвской линии состоит в том, что значительную часть пути поезда проходят не под землёй, а по открытым участкам. Можно предположить, что по этой причине в советское время депо комплектовалось составами, которые не жалко выпускать на линию в дождь и снег.
Смотрите старые фотографии: Станция метро «Фили». Вагоны типа «В». 1959-1961 гг.: https://pastvu.com/p/716989
Сюда были переданы все вагоны серии «В», произведённые в Германии в 1930-х годах для берлинского метро и вывезенные в СССР после войны в качестве трофеев. Поезда оказались неудобными в эксплуатации и в 1958 году из 120 вагонов 35 были списаны за ненадобностью. Интересно, что в Москве вагоны серии «В» эксплуатировалось в немецкой жёлтой окраске, но перед передачей в депо «Фили» их перекрасили в тёмно-синий цвет, на долгие годы ставший традиционным для московского метро.
Смотрите старые фотографии: Филёвская линия метро. Вагоны типа «Д». 1990 год: https://pastvu.com/p/60681
«Немцы» недолго бегали по Филёвской линии и были заменены поездами серии «Д», проработавшими здесь тридцать лет – с 1962 по 1992 год. В 1986 году в «Фили» поступили изготовленные в шестидесятые-семидесятые годы и морально устаревшие вагоны «Е» и «Еж» и лишь в недалёком прошлом на смену ветеранам столичной подземки пришли «номерные» 81-717/714 и «Русичи» 81-740А/741А.
Смотрите старые фотографии: Филёвская линия метро. Вагоны типа «Е». 1990 год: https://pastvu.com/p/101264
81-717/714
«Русич» 81-740А/741А
С 2018 года в депо «Фили» поступают новые поезда «Москва», специально адаптированные для эксплуатации на наземных перегонах Филёвской линии. Модификация подвижного состава направлена на улучшение комфорта пассажиров. В новой «Москве» улучшены условия для работы машиниста, усовершенствованы органы управления поездом, на мониторы стала выводиться информация о текущем техническом состоянии каждого вагона.
В головных вагонах использована планировка салона, отличающаяся от привычной для метропоездов — сиденья размещены не вдоль борта, а поперёк, как в наземном транспорте и в электричках. На Филёвской линии семь станций из тринадцати находятся на открытых участках и теперь пассажиры могут наблюдать пролетающий за окном городской пейзаж. Дверные проёмы расширены, над ними установлены новые мониторы. Для входа и выхода на остановках пассажир должен нажимать на кнопку — подобная технология уже опробована в электропоездах «Ласточка», курсирующих по МЦК, и в трамваях нового поколения «Витязь-М». Современная обивка сидений не впитывает влагу и запахи, в вагоне улучшена система навигации, есть розетки для подзарядки мобильных устройств.
Самый первый поезд новой серии принимается комиссией из представителей производителя, Мосметро и независимых экспертных организаций. Создаётся совместная программа и состав под нагрузкой, но без пассажиров эксплуатируется в течении двух месяцев на линии. В ходе обкатки датчики контролируют состояние узлов, механики, электрики, программного обеспечения. После получения сертификата состав допускается для перевозки пассажиров. Последующие серийные поезда перед началом эксплуатации должны порожняком накатать 300 километров.
Премьера «Москвы» состоялась на Таганско-Краснопресненской линии, затем несколько поездов вышли на Калужско-Рижскую – эти линии выбирались как самые загруженные. Преимущество «Москвы» состоит в сквозном проходе через все вагоны и пассажиры могут переходить в более свободные. Мосметро учитывает мнения пользователей и оперативно реагирует на замечания. Например, поначалу возле каждой двери в середине вагонов была установлена конструкция из нескольких поручней, но, как оказалось, эти «кусты» из металлических стержней создавали помехи для прохода и были демонтированы. В обновлённой версии остался лишь один вертикальный поручень.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Московский метрополитен, МЧС России, электродепо Фили.