24.09.2019 10:18

«Город на память». 502. Кожевники индустриальные

24 сентября 2019 года
Фотопроект «Город на память». 502. Кожевники индустриальные

Кожевенная слобода с XVI века заселялась ремесленниками. Поначалу местные жители торговали лошадьми и занимались выделкой кож, а к концу XIX века окрестности были застроены малыми и большими мануфактурами, многие из которых сохраняли исторически сложившуюся специализацию: здесь были сконцентрированы 17 из 19 московских кожевенных заводов. В наши дни фабричные корпуса, представляющие историческую ценность, отреставрированы и перепрофилированы в бизнес-центры, некоторые индустриальные строения советского периода снесены, но здесь ещё можно увидеть кирпичные жилые дома, общежития и даже бараки, построенные для рабочих.

Смотрите старые карты. План Замоскворецкого района Москвы. 1933 год: http://retromap.ru/131933_55.727496,37.645018

На плане наглядно видно, что Кожевники от железной дороги до набережной Москвы-реки представляли собой обширную промышленную зону. Здесь располагались кожзавод «Труженик», 1-я Ситценабивная фабрика, Зеркальная фабрика, Кожзавод имени Кагановича, завод «Кровля из отдубины», Холодильник имени 10-летия Октября, Химзавод имени Сталина со складами, Дрожжевой завод Моссельпрома, Красильно-аппретурно-пошивочная фабрика Инкооптруд, завод «Пресс», хлебозавод № 7, нефтесклад и другие промышленные объекты.


Кожевническая улица, 5 – жилой дом с магазинами «Гастроном», «Булочная-кондитерская», «Бакалея» (1938), это одна из двух парадных сталинок, построенных в Кожевниках перед войной.


Кожевническая улица, 7 – обувная фабрика «Парижская коммуна» – одно из немногих предприятий в Кожевниках, которое продолжает работать по первоначальному профилю и сохранило за собой историческую территорию.

Обувное производство разместилось в корпусах Михайловской мануфактуры на Кожевнической улице, которая занималась текстильным производством, а во время Первой Мировой войны было перепрофилировано под военные нужды на изготовление артиллерийских снарядов. После революции купцы Михайловы эмигрировали из России и фабричные помещения пустовали. Весной 1921 года председатель треста Москож И.Лабковский с коллегами осмотрели законсервированное здание и посчитали его пригодным для организации нового предприятия. Рабочие московских обувных предприятий полукустарного типа, расположенных в клетушках и подвалах, пересказывали друг другу новость о том, что «на берегу Москвы-реки отделывается большая фабрика, в которой пыль будут всасывать пылесосы, а все машины – вертеть электричеством».

На Кожевническую улицу были свезены станки с пяти небольших фабрик: № 1 (бывшая «Универсаль»), № 3 (бывший «Меркурий»), № 8 (под этим номером ранее трест Москож объединил три предприятия, принадлежавших до этого Марину, Жилину и Луцкому), № 10 (бывшая фабрика Левитина) и № 11 (бывшая «Буффало»). В 1935 году в штамповочном цехе «Парижской коммуны» была впервые в СССР создана получившая широкое распространение форма популяризации опыта передовиков – школа стахановских методов работы.

29 октября 1941 года, когда линия фронта близко подошла к Москве, Государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации фабрики «Парижская коммуна» в Свердловск, на Урал вывезли 1800 станков и машин. Часть производства оставалась в столице, рабочие днём по 12 часов трудились у станков, а ночью дежурили в составе команд по тушению зажигательных бомб. В то время две трети сотрудников фабрики составляла непризывная молодёжь и подростки.

После войны фабрика восстановила ассортимент мирного времени, началась реконструкция цехов, оснащение их новым оборудованием. Школа фабрично-заводского обучения, разместившаяся в одном из старых корпусов, готовила молодые кадры для предприятия. Начало 1960-х годов для отечественного производства стало временем создания объединений во многих отраслях промышленности и Московская обувная фабрика «Парижская коммуна» стала головным предприятием МПОО «Заря». Реконструкция и реорганизация производства на базе старых корпусов «Парижской коммуны», техническое перевооружение цехов велись постоянно. Новые корпуса возводились поэтапно, один за другим, и нынешний вид комплекс приобрёл к 1995 году.


Кожевническая улица, 10с1 – реконструированное здание института «Курортпроект» (1973), который проводил инженерные изыскания, технические обследования и проектирование курортов и других профсоюзных объектов на всей территории СССР и за рубежом. Сейчас вместо серой бетонной коробки появилась стеклянная башня бизнес-центра.


Монументальная композиция на входе в институт «Курортпроект» (не сохранилась)


Кожевническая улица, 14 – основанный до революции чугунолитейный и механический завод В.Винтера специализировался на изготовлении чугунного литья, прессов, машин для кожевенного производства. В первые годы советской власти на его базе был создан завод Реммаштреста, а в 1950-е годы – завод «Пневмоаппарат». В наши дни старые и новые строения занимает бизнес-центр «Кожевники Плаза».


Кожевническая улица, 15с1 – бани возведены в 1931-1933 годах по типовому проекту архитектора Владимира Ивашкевича, до 1940-х годов носили название «Бани № 4 Кировского района». Фасад здания украшен керамическими фризами с изображением трудовых будней пролетариев и колхозников. После рабочего дня труженики занимались спортом, а затем шли мыться в Кожевнические бани.

Смотрите старые фотографии: Кожевнические бани. 1950 год: https://pastvu.com/p/90627


За баней находилось кирпичное здание фабрики-прачечной (снесено под новую застройку)


Кожевническая улица, 16 – Московская экспериментальная трикотажная фабрика – одно из старейших предприятий отрасли, основано в 1930 году. Фабрика являлась единственной научно-производственной базой Всесоюзного научно-исследовательского института трикотажной промышленности (ВНИИТП) и специализировалось на выпуске изделий верхнего трикотажа для женщин, мужчин и молодёжи.


Вот так неприглядно выглядел фасад дома 26с1 по Кожевнической улице совсем недавно, до революции это был доходный дом (1914, архитектор С.Антонов).

Смотрите старые фотографии: Дом на углу Кожевнического вражка. 1925 год: https://pastvu.com/p/41555 Из подписи к газетной фотографии: «О восстановлении дома никто из засевших там нетрудовых элементов не заботится. Дом даже не поддерживается в порядке. Мало-помалу жилые помещения разрушаются. Штукатурка обваливается, тротуары в угрожающем состоянии. Во дворе грязь».

Интерьеры подъездов домов по нечётной стороне Кожевнической улицы.


Кожевническая улица, 17с1 – жилой дом (1925) расселён, тем не менее в 2016 году на верхнем этаже пустого дома случился пожар.


Кожевническая улица, 22 – палаты суздальского купца Ивана Лихонина, совладельца суконной фабрики (XVII век), здание перестраивалось в XIX веке, а сейчас заброшено.


Кожевническая улица, 20 – комплекс строений Авторемонтного кузовного завода «Аремкуз», основанного в 1927 году Трестом московских транспортных предприятий как Автокузовные и обозные мастерские. До революции в этих корпусах находился завод металлоизделий и свинцовых труб Николая Растеряева. Деятельность предприятия началась с ремонта, а затем и изготовления кузовов для автобусов «Лейланд». В 1930-е годы «Аремкуз» помимо ремонта производил опытные единичные экземпляры автомобилей, разрабатывал кабины для тракторов, после Великой Отечественной войны выпустил около 300 автобусов АКЗ, изготавливал фургоны и другие специальные кузова (к примеру, пожарные и агитационные машины, криминалистические лаборатории). С 1960-х годов сюда со всей Москвы привозили ремонтировать автобусы, а в последние годы своего существования «Аремкуз» входил в структуру ГУП «Мосгортранс» и производил капитальный и восстановительный ремонт автобусов ЛиАЗ и Mercedes, наладил производство микроавтобусов «Аремкуз-3247» на базе «ГАЗели». «Аремкуз» сыграл заметную роль в становлении и развитии городского транспорта, но времена изменились и в 2005 году завод окончательно закрылся.

Смотрите старые фотографии: «Аремкуз». Автобус с кузовом «Лейланд». 1927-1933 гг.: https://pastvu.com/p/607108

Смотрите старые фотографии: Ремонт автобусов ЗИС-16 на заводе «Аремкуз». 1950 год: https://pastvu.com/p/419955

Смотрите старые фотографии: «Аремкуз». Автобус АКЗ-51. 1950-1956 гг.: https://pastvu.com/p/607112

Смотрите старые фотографии: «Аремкуз». Пожарная автоцистерна ПМЗМ-3 с кузовом АКЗ-13. 1953-1956 гг.: https://pastvu.com/p/607111

Смотрите старые фотографии: «Аремкуз». Автобусы ЛиАЗ-677 в цеху. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/90514


Автобус АКЗ-1 выпускался на «Аремкузе» в 1947-1948 годах


1-й Кожевнический переулок, 5 – продуктовый магазин в строении 1917 года


1-й Кожевнический переулок, 8 – здание построено 1885 году. Участок за этим домом относился к «Ткацко-ленточной фабрике Г.Гандшин и Я.Вирц» (1-й Кожевнический переулок, 6), основанной в 1887 году (Лентоткацкая фабрика № 6 «Непрерывка», Московская лентоткацкая фабрика). В XIX веке было построено два основных производственных корпуса, позднее реконструированных (в частности, деревянные перекрытия заменены на железобетонные). Выпускаемые на фабрике ленты технического и специального назначения находили применение в различных отраслях народного хозяйства: обувной, швейной, военной, полиграфической, электротехнической. На территории находились и общежития для рабочих, которые относительно недавно были расселены, а на месте фабрики, выведенной из Кожевников на Лосиноостровскую улицу, обосновался бизнес-центр «Павелецкий».


2-й Кожевнический переулок, 1 – граффити


2-й Кожевнический переулок, 2 – жилой дом (1855), в советские годы в нём размещалось отделение милиции


2-й Кожевнический переулок, 3 – жилой дом (предположительно, 1905)


2-й Кожевнический переулок, 4 – детский сад (1937) построен то ли для «Аремкуза», то ли для обувной фабрики «Парижская коммуна».


2-й Кожевнический переулок, 6 – церковь Живоначальной Троицы. Первая деревянная церковь Живоначальной Троицы была построена в слободе кожевников в первой четверти XVII века, каменное здание возведено к 1689 году, а в 1722 году к нему пристроена колокольня.

Смотрите старые фотографии: Церковь Живоначальной Троицы в Кожевниках. 1882 год: https://pastvu.com/p/9579 Пройдёт несколько десятилетий и церковь окажется зажатой со всех сторон между заводских корпусов, зданий института и детского сада.

После Октябрьской революции богослужения были запрещены, здания частично перестроены под нужды соседних промпредприятий, а возрождение церковной жизни началось в 1992 году. Интересно, что нынешний настоятель церкви иерей Олег Тогобецкий помимо духовного имеет медицинское образование и большой опыт работы с зависимыми пациентами. Он открыл при храме Центр «Реабилитация LIVE», в котором людям с любым гражданством и любым вероисповеданием помогают избавиться от наркотической и алкогольной зависимости.


2-й Кожевнический переулок, 8 – Всесоюзный НИИ проблем организации и управления образован в 1971 году для совершенствования управления народным хозяйством на базе широкого применения средств вычислительной техники. Институт реализовал несколько проектов всесоюзного масштаба, создал вычислительные центры в Минске, Киеве, Риге, Ташкенте, Туле, Томске, Новосибирске и других городах, разработал и сдал в эксплуатацию крупные автоматизированные системы. В современный период более 50000 предприятий воспользовались тестовыми программами института.


2-й Кожевнический переулок, 7 – административно-офисное здание


2-й Кожевнический переулок, 7А – заброшенное здание


2-й Кожевнический переулок, 10 – кирпичный жилой дом (1867), богадельня, устроенная на средства купца Н.Куманина. Изначально дом был двухэтажным, с храмом Петра и Павла на втором этаже, и увенчан одной главой.

Смотрите старые фотографии: Церковь Петра и Павла в Петро-Николаевской богадельне московского купеческого общества. 1914 год: https://pastvu.com/p/7440

После Октябрьской революции храм закрыли, богадельню надстроили третьим этажом и приспособили под общежитие. В 1967 году после очередной реконструкции появился четвёртый этаж, а фасад лишился остатков архитектурных украшений, впрочем, под слоем штукатурки кое-где проглядывают заложенные арочные оконные проёмы.


2-й Кожевнический переулок, 12 – Первая государственная фабрика технического фильца была выделена из войлочного цеха Московского кожевенного завода в 1931 году. В 1971 году на этой производственной базе создано Московское производственное валяльно-войлочное объединение, объединившее Московскую фабрику технического войлока, Икшинскую сапоговаляльную фабрику, Битцевскую фетро-обувную фабрику и Московскую фабрику валяной обуви. В настоящее время территория находится в ведении ЗАО «Горизонт».


4-й Кожевнический переулок, 1 – жилой дом (1890)

Вдоль железнодорожных путей станции Москва-Пассажирская-Павелецкая в глубину промышленной зоны № 1 «Павелецкая» ведёт Летниковская улица, названная в 1922 году в честь Ивана Летникова (1889—1920) — рабочего и первого послереволюционного директора местного завода «Поставщик». До этого улица называлась Гусятниковской – с XVIII века здесь жили представители влиятельного купеческого рода Гусятниковых.


Летниковская улица, 2 – офисно-гостиничный комплекс «Вивальди-Плаза» выстроен на месте Московского фурнитурного завода (кожевенная фабрика Бахрушиных, завод «Красный кожевник»).


Летниковская улица, 4с5 – производственное здание дореволюционной постройки


Летниковская улица, 11с8-10 – торгово-складское здание на месте дубильного цеха Московского кожевенного завода. Цех занимал площадь 5000 квадратных метров, в нём размещались барабаны, в которых происходило дубление кожи – первый и очень важный процесс её обработки.

Не только этот участок, но и вся окрестная территория относилась к Московскому кожевенному заводу. Предприятие было создано в XIX веке на базе кустарных шорно-кожевенных мастерских Карла Тиля и Генриха Тиля. В 1894 году был организован «Торговый дом К.Тиль и Ко», который объединил кожевенный и лакировочный завод, военно-шорную, войлочную, перчаточную, чулочную, брезентовую фабрики. Но у фабрикантов что-то не заладилось и в 1912 году после банкротства торгового дома кожевенное производство перешло к Московскому акционерному обществу «Поставщик» (после революции – «Красный Поставщик», а затем – Московский кожевенный завод).


Летниковская улица, 8с1 – старое здание, вошедшее в состав комплекса Международный деловой центр «Святогор». На этой территории прежде располагалось несколько предприятий, сырьевая база, труболитейный завод. Современные здания в Кожевниках причудливо соседствуют с постройками XIX века. Впрочем, исторические постройки зачастую скрыты сайдингом и их сложно опознать.


Летниковская улица, 10 – после закрытия фабрик площади сдавались в аренду под мастерские, офисы, студии. На фото: съёмка клипа на Летниковской.


Летниковская улица, 10 – к 2019 году территория Московского опытного кожевенного завода «Мосисккож», полиграфической фабрики «Святогор» и завода НИИтракторосельхозмаш полностью зачищена от старых построек и огорожена.


Летниковская улица, 10с2 – современное здание, деловой центр «Святогор № 2»

Летниковская улица выводит к Жукову проезду, названному по фамилии одного из домовладельцев XVIII века.


Жуков проезд, 21 – жилой дом (1911)


На месте апарт-комплекса «Level Павелецкая» до начала 1990-х годов располагался Детский городок № 2 с фруктовым садом, фонтаном, каруселями, скульптурами, библиотекой и спортивными площадками – в общем, настоящий зелёный оазис посреди угрюмой промышленной зоны.


Жуков проезд, 8 – Холодильник имени 10-летия Октября (Хладокомбинат № 3) открылся в 1924 году, но по архитектуре здание напоминает дореволюционную индустриальную постройку. Возможно, изначально это был один из корпусов немецкого завода по производству красителей «Фарбениндустрие», позднее приспособленный под холодильник.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

11.04.2022 в 03:53

«Город на память». 718. Немецкая слобода


Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма

04.04.2022 в 01:43

«Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала


Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.

25.03.2022 в 23:24

«Город на память». 716. Московский редевелопмент


Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.

21.03.2022 в 00:36

«Город на память». 713. Сыромятники индустриальные


В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.

12.03.2022 в 01:04

«Город на память». 712. Гжельский переулок, индустриальная застройка


После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.

11.03.2022 в 02:00

«Город на память». 711. Гжельский переулок и улица Сергия Радонежского


В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.

22.02.2022 в 20:39

«Город на память». 709. Из села Останкино в деревню Марфино


В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.

19.12.2021 в 14:30

«Город на память». 708. Музей криптографии


«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».

13.12.2021 в 18:34

«Город на память». 707. Зеленоград – округ Москвы на удалёнке


Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова – Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.

29.11.2021 в 12:26

«Город на память». 703. Бирюлёво и Загорье


На почтовой станции в деревне Бирюлёво путники могли сменить лошадей и переночевать в гостинице.