Спустя 15 лет режиссер Юрий Грымов решил повторно обратиться к истории жизни культового музыканта, лидера группы «Нирвана» Курта Кобейна. На пресс-конференции автор постановки рассказал о спектакле, представил исполнителей главных ролей и поделился своей идеей, заставившей его снова вернуться к этой животрепещущей теме: наркотики не могут способствовать творческому подъему, но зато могут разрушить личность человека независимо от степени его гениальности.
Талант – это не просто возможность подняться в жизни, как часто это видится со стороны. Талант награждает человека повышенной чувствительностью, обостренным восприятием, порой причиняющим нестерпимую боль. Иногда талантливые люди прибегают к алкоголю, наркотикам, или любым другим способам обезболивания. К сожалению, примеров вокруг множество. Голос поколения Владимир Высоцкий сгорел совсем молодым от этого зла. Наркотик снижает чувствительность, следовательно не может способствовать написанию гениальной музыки, картин или стихов, а напротив, уничтожают эту способность в человеке.
Курт Кобейн совсем не вписывался в окружающую среду родного города и больше всего на свете мечтал сбежать от нищеты, невежества и безысходности. И вот это случилось. Он обрел всё, что хотел: признание, деньги, славу, а в дополнение получил одиночество, разочарование, пустоту. В самом расцвете своей карьеры он записал диск с названием: «Я ненавижу людей и хочу умереть». Его единственной отдушиной, спасителем, врачующим душевные раны, стал Драг. В спектакле наркотик — вполне реальный персонаж. Он постоянно присутствует рядом, с легкостью растворяя все неразрешимые проблемы, постепенно подчиняя себе душу музыканта в обмен на такой желанный мир Нирваны.
Музыка в спектакле задает определенный энергетический ритм, подчеркивая сходство и различие, безликость и беспробудность двух параллельно существующих миров – пьяного города Абердина и мира больших денег, благополучной, успешной жизни известного музыканта. Курт Кобейн совершил прыжок из одного мира в другой, рассчитывая найти там счастье. Прозрачный занавес играет в спектакле роль призрачной границы двух миров, реального и иллюзорного. На него отбрасывают тени покачивающиеся от пьяного угара люди-тени, жители города Абердина. А во втором действии за его вуалью располагается та самая Нирвана, куда всю жизнь так стремились Курт и его жена Кортни. Пространство сцены заполняют созданные из легчайшей пены облака, сияющие в лучах прожекторов. Сквозь плотный туман проступает волшебный мир грёз, в котором живут наши герои. Они играют этими облаками, купаются в них, и даже их крошечная дочка Фрэнсис тоже соткана из невесомого кусочка пены. А управляет этим занавесом темная личность в белых одеждах – Драг.
Богдан Щукин поймал верную интонацию своего героя, его стремление к свободе и одновременно тонкую незащищенность. Образ лёгкой, беззаботной, хулиганистой Кортни, всегда с Куртом на одной волне, замечательно создала Анастасия Сычева. Она прекрасно передала ее завораживающую, притягивающую, и в то же время, разрушительную энергию. Роль Драга, погубившего главного героя, сыграл Юрий Анпилогов. Холодок прошел от его взгляда, выискивающего в зале очередную жертву с потухшими глазами.
Эта история о поисках счастья, о том как можно себя потерять среди роскоши и богатства, о предназначении, о том, что человек всегда в ответе за свой дар и за то, как этот дар отразится на окружающем мире, на людях, о том, как не справившись с болью и одиночеством, можно стать источником депрессии и суицидальных настроений для тех, кто тебя любит. Это история о том, что наркотики убивают. Для режиссера Юрия Грымова было очень важно сказать свое “Нет наркотикам”. И он сделал это ярко, мощно, с присущем ему размахом. Будет ли этот призыв услышан?
Рубрика: Культура. Метка: театр Модерн.