Не создан человек для одиночества с дремучими инстинктами в крови.
Он может жить без имени, без отчества, но никогда без ласки и любви.
А.Дементьев
Подростки бунтуют. Эта тема кажется настолько же избитой, насколько неисчерпаемой. Каждое поколение милых послушных детей однажды превращается в подростков, и это превращение неотвратимо. Ни один подросток не знает, что с этим делать, как справиться с пробудившейся энергией, зашкаливающей концентрацией эгоизма, зацикленностью на себе, жаждой немедленного исполнения желаний, причем всех и сразу. Всех поставить на место, всем показать, какая перед ними уникальная личность. Любовь и ненависть сменяют друг друга, накрывая жесткой волной, разрывая в клочья теплый уютный мир детства. При этом, каждое поколение родителей снова оказывается не готово к подростковому бунту. Потому что, если взрослые не прошли уроки подросткового возраста, то они сами легко превращаются в подростков, выходят из себя, обижаются, гневаются, мстят, оказываются не способными совладать с нахлынувшими эмоциями, у них, что называется, «сносит крышу».
Монопьеса Сергея Давыдова – это пронзительный монолог подростка Коли Мельникова, вопль отчаянья. Юлиана Лайкова сотворила из монопьесы полноценный спектакль со множеством персонажей. Это не реальные люди, а образы, запечатленные в голове главного героя. Его черно-белый внутренний мир населен выхолощенными пустыми бездушными винтиками системы, которую Коля ненавидит до отвращения. А школа как раз ярчайший образчик, уменьшенная копия государственной системы подавления: «Каждое первое сентября соберут в актовом зале и заливают. Стоят в своих вонючих синтетических блузках и улыбаются крысиными рожами. Суки. Где вы были, когда меня всем классом с лестницы скидывали? Когда мне бошку разбили, а вы такие: «Мельников, опять от тебя одни проблемы». Да это от вас одни проблемы, воспитываете скот, а всех, кто не подчиняется, в кашу перемалываете». Что делать: прикинуться тупым винтиком и встроиться в систему или быть перемолотым?
Выбор Коли обрекает его на то самое «одиночество с дремучими инстинктами в крови». На сцене появляются многочисленные персонажи: роботоподобные одноклассники в белоснежных шортах с прилизанными волосами, учительница пения, похожая на механическую куклу с приклеенной улыбкой, физрук с жестокой ухмылкой и нашатырем «Вставай, блин, че, слабый такой?». Образ бабушки достоин особого внимания. Похожая на космонавта в скафандре с покрасочным валиком в руке, каждым своим железным шагом она вколачивает в своего внука истины бессмысленной и безнадежной жизни. Машина подавления, говорящая голосом Дарта Вейдера: «Много хочешь, мало получишь!». В самом конце пьесы Коля кричит ей в лицо: «все бросали тебя, потому что ты урод и любить тебя невозможно!»
И среди всех только 2 человека, 2 женщины понимают и поддерживают его, это мама и Ирка. Роль Ирки была отдана фарфоровой кукле, красивой, тонкой, нежной и очень нуждающейся в его защите. И мама, всегда где-то далеко, за стеклом, вместе с парящим в облаках самолетом и вдохновляющим посланием для сына: «Коля, ты самый лучший! Ставь великие цели!».
И он ставит, мечтает стать знаменитым музыкантом, выигрывать международные конкурсы. «…И чтобы они все завидовали, чтобы с ума сходили от презрения к себе, жить не могли, понимая, кто они, а кто я!» Эти противоположные послания двух самых родных и близких людей разрывают на части неокрепшую психику подростка. Мамино – подпитывает его эгоизм, ощущение собственной исключительности, а бабушкино – втаптывает в грязь, лишая всякой надежды. Образы настолько ярки и точны, что в какой-то момент начинаешь почти физически ощущать давление на психику и слышать отвратительный запах краски и жареных яиц в бабушкиной квартире.
Сам Коля молчалив и даже застенчив, считает крик проявлением слабости. Но внутри него кричит не переставая, рвется наружу его протестующий внутренний голос. И он прорвется. Но для этого мальчику придется дойти до крайней точки отчаяния и боли.
Где же выход? Что может спасти Колю и всех нас в этом безумном мире, где с каждым поколением люди все меньше интересуются друг другом? Жизнь постоянно проверяет нас на человечность. Иногда ей приходится прибегать к крайним мерам, чтобы разбудить внутренний свет и выдавить из нас спасительные крупицы ласки и любви, без которых не может жить человек.
Рубрика: Культура. Метка: театр ЦДР.