18.10.2019 20:13

«Город на память». 506. Бабий городок и парк «Музеон»

18 октября 2019 года
Фотопроект «Город на память». 506. Бабий городок и парк «Музеон»

Бабий городок – не самое известное место в столице, хотя находился он практически в центре Москвы – между Крымской набережной и Большой Якиманкой. Слово «городок» напоминает об огороженных укреплениях, а вот с «бабами» всё непросто. Вероятно, берег Москвы-реки укрепляли сваями, вбивавшимися в землю при помощи баб – подвесных молотов, но есть версии, что здесь татары выбирали себе пленниц, а историк Василий Татищев озвучил легенду, что в 1382 году женщины, которых не устраивала участь полонянок, заманили в городок и убили полсотни татарских воинов. Сложившиеся позднее жилые и промышленные кварталы Бабьего городка были снесены в 1960-1970-е годы в связи с постройкой здания ЦДХ и Третьяковки, а при Лужкове на пустыре обустроили Музей скульптур, известный сейчас как Парк искусств «Музеон».

Ещё в XIX веке в Российской империи сложилась традиция проведения масштабных мануфактурных выставок, которые не раз проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве, а самый крупный съезд промышленников состоялся в 1896 году в Нижнем Новгороде. Советская власть сразу же решила показать, что пришла всерьёз и надолго, устроив в 1923 году Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку. Владимир Ленин придавал большое значение этому смотру достижений науки и техники, а проектировали павильоны талантливые архитекторы Алексей Щусев, Вячеслав Олтаржевский, Иван Жолтовский, Константин Мельников, Владимир Щуко и другие.

Смотрите старое фото: Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Павильоны Германии и США. 1923 год: https://pastvu.com/p/8854

Местом проведения выставки были выбраны Воробьёвы горы – основная экспозиция развернулась на территории нынешнего Парка Горького (прежде там были огороды и свалки), а иностранный сектор разместился в окрестностях Бабьего городка. Здесь были построены Главный и Административный павильоны Иностранного отдела, павильоны Русско-германской торговли, германских сельскохозяйственных фирм, фирмы «Юнкерс Дессау», павильоны Италии и Афганистана, а также стадион, на котором и спустя много лет после закрытия выставки занимались физкультурники.

Смотрите старое фото: Вид на Крымскую набережную и Бабий городок. 1926-1927 гг.: https://pastvu.com/p/634520

Смотрите старое фото: Крымская набережная. 1939 год: https://pastvu.com/p/744557

Всероссийская кустарно-промышленная выставка стала важной вехой для признания молодой Советской республики мировым сообществом, но она была временной и позднее оказалась в тени ещё более масштабного проекта – Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (позднее – ВДНХ СССР). После разборки павильонов вокруг стадиона до 1970-х годов сохранялись кварталы Бабьего городка с улицами и переулками, Бабьегородским колхозным рынком, школой, дровяным складом, гаражным комплексом 1-го таксомоторного парка, фабрикой «Пролетарий», заводом Мосреморгтехника.


Леонид Ярмольник и Андрей Макаревич с участниками акции по пристройству собак из приюта (2012). Позднее Крымская набережная стала пешеходной.

Смотрите старое фото: Асфальтирование Крымской набережной. 1939 год: https://pastvu.com/p/744622

Смотрите старое фото: Бабьегородский колхозный рынок. 1932 год: https://pastvu.com/p/7008


Современный вид, точка приблизительная – рынок находился левее, чуть ближе к набережной.

Первые сносы построек Бабьего городка были связаны с началом возведения комплекса «ЦДХ-Третьяковская галерея». Комплекс стал одним из самых известных московских долгостроев: от возникшей в 1956 году идеи до ввода в эксплуатацию всего здания в 1986 году прошло ровно тридцать лет. Прилегающие территории были окончательно освобождены от оставшихся старых зданий в преддверии Олимпиады-80.

К этому времени уже открылся Центральный дом художника и на пустыре вокруг картинной галереи живописцы высадили деревья и начали обустраивать сквер – будущий «Музеон».

На память о Бабьем городке остались названия переулков – 1-й Бабьегородский и 2-й Бабьегородский (закрыт для проезда и прохода). В окрестностях выросли многоэтажные новостройки и от прежних времён мало что сохранилось.

Смотрите старое фото: Бабий городок. Земский переулок, 14. 1948 год: https://pastvu.com/p/163226

Смотрите старое фото: Бабий городок. Земский переулок, 15. 1948 год: https://pastvu.com/p/163229


Пётр I и другие исторические персонажи выстроились на парковых аллеях на месте рабочих общежитий.


Мароновский переулок, 26 – доходный дом (говорят, что до революции здесь размещался бордель), в советские годы – проектный институт ГИПРОНИИ АН СССР, сейчас – Государственный академический университет гуманитарных наук.


Мароновский переулок, 1 – здание напоминает новостройку на старом фундаменте, в нём размещается Приходской дом при храме Марона Пустынника Сирийского с воскресной школой, молодёжным клубом и курсами церковного пения.


Мароновский переулок, 1с1 – реконструированная трансформаторная подстанция (1997)


1-й Голутвинский переулок, 14 – храм Николая Чудотворца в Голутвине построен в 1687-1692 годах, в советские годы храм был закрыт, иконы переданы в запасники Третьяковской галереи, колокольня разрушена, купола демонтированы. В 1992 году храм был передан верующим и начались работы по его реставрации и возведению колокольни.

Смотрите старое фото: Церковь Николая Чудотворца с колокольней и домом причта. 1895-1920 гг.: https://pastvu.com/p/23143

Смотрите старое фото: 1-й Голутвинский переулок. Церковь Николая Чудотворца. 1954 год: https://pastvu.com/p/870970


1-й Голутвинский переулок, 14с2 – дом причта Никольского храма восстановлен по старым фотографиям.


3-й Голутвинский переулок, 8с1 – жилой дом начала XIX века примечателен тем, что в нём жил знаменитый артист Малого театра Михаил Щепкин, а в 1829 году дом приобрели не менее знаменитые купцы Рябушинские. В 1895 году они подарили свой дом Императорскому Человеколюбивому обществу, которое открыло в нём убежище для вдов и сирот купеческого и мещанского сословий.

Смотрите старое фото: Дом Рябушинских в Голутвинском переулке. 1920-1925 гг.: https://pastvu.com/p/46982

Смотрите старое фото: Народная столовая Рябушинского. 1900-1913 гг.: https://pastvu.com/p/73990


Мароновский переулок, 16с1 – в 1795 году дом был приобретён московским купцом Захаром Третьяковым и здесь родились его внуки, прославившие фамилию на всю Россию – Павел и Сергей Третьяковы, будущие основатели Третьяковской галереи. Впоследствии дом не раз перестраивался, квартиры сдавались внаём, до 1971 года в нём жили люди. В 1978 году было принято решение отреставрировать историческое здание и открыть мемориальную экспозицию, посвященную Павлу Третьякову, увы, эти планы не осуществились из-за отсутствия финансирования. Сейчас в усадьбе Третьяковых ведутся восстановительные работы, но складывается впечатление, что это будет евроремонт под размещение офисов (деревянный второй этаж уже обшит сайдингом, а оконные рамы первого этажа заменены на стеклопакеты).

В 1991 году одновременно с крахом советской эпохи оказались повержены и многочисленные памятники – символы СССР. С московских улиц и площадей на Крымскую набережную стали свозить статуи Ленина и Дзержинского, Горького и Свердлова, монументальные изображения рабочих и колхозниц. Авторами многих демонтированных скульптур были крупные мастера Евгений Вучетич, Вера Мухина, Сергей Меркуров, чьё наследие заслуживало сохранения для истории. Уже в январе 1992 года мэр Юрий Лужков подписал постановление о создании Музея скульптуры под открытым небом.

Концепция музея подразумевала не только сохранение наследия советского периода, но и выставки работ современных скульптуров. Сейчас в Парке искусств «Музеон» представлены несколько сотен произведений монументального искусства из камня, металла и дерева.


Среди самых старых скульптур – памятник Иосифу Сталину, созданный Сергеем Меркуровым в 1939 году и стоявший в Измайловском парке.

Памятники Феликсу Дзержинскому, Якову Свердлову, Михаилу Калинину были установлены на центральных улицах и площадях Москвы.


Работа одного из самых известных советских монументалистов Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала» находилась во дворе Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.


Музыканты оркестра Мосбрасс позируют на постаментах, которые занимали незаконно установленные бюсты бизнесменов. Цена такого портрета на «Аллее меценатов» составляла около миллиона рублей, но простояли бюсты недолго – в 2011 году проверка показала незаконность установки прижизненных памятников.

На благоустроенной набережной Москвы-реки открыт вернисаж уличных художников, в парке проходят музыкальные и театральные фестивали, выставки ландшафтного дизайна, открыты летний кинотеатр «Пионер» и павильон «Школа» для лекций на темы архитектуры, искусства и музыки.

Участниками концертов и фестивалей в Парке искусств «Музеон» становились известные медийные персоны. На фото: певец Джейс Эверетт, комедийная актриса Елена Борщёва, музыкальный критик Артемий Троицкий, художник Олег Кулик, поэты Вася Обломов и Вера Полозкова.

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве, парк Музеон.

Другие публикации