Выпускница ВГИК 2013 года Юлия Миль имеет большой опыт прохождения кастингов. За свою карьеру она испытала на себе всевозможные способы этапа отбора актеров для работы в проекте. Юлия приоткрыла завесу профессиональной тайны и поделилась своим опытом прохождения прослушиваний. Она вспомнила несколько ярких историй, а также дала советы для начинающих артистов.
Какие чувства ты испытывала на кастингах в начале карьеры? Меняется ли отношение к прослушиваниям с опытом?
Безусловно, отношение к кастингам со временем меняется. В начале карьеры – это большой стресс и невероятное волнение. Раньше я расценивала кастинг как шанс. Думала, вот сейчас «выстрелю» и стану суперзвездой. Будет больше работы, много предложений, узнаваемость, слава и так далее… (улыбается). Каждый кастинг мне казался потенциальной лестницей наверх. Сейчас я отношусь к ним гораздо проще, все чаще они воспринимаются как рутинная работа. Нужно прийти, отработать хорошо, показать все, что можешь… Для меня важно остаться удовлетворенной самой собой. Со временем осознала, что часто не важно насколько хорош ты был, а насколько точно твой образ совпал с тем, что хочет видеть режиссер. Пусть актер невероятно талантлив и очень хорошо справился с задачей, но он не показал то, что ищет режиссер. Сейчас кастинги – это гораздо меньший стресс, но, признаюсь, все бывает. Особенно волнение от желания получить интересную роль.
Можешь дать несколько практических советов для подготовки к кастингу?
Главное – меньше нервничать! Нервозность редко помогает. Нужно хорошо подготовиться, постараться как можно больше узнать о персонаже и о том, каким его хотят видеть. Можно порепетировать накануне, если есть текст. В общем, приходить максимально подготовленным.
Приветствуется ли импровизация на кастингах?
Импровизация обычно не приветствуется. На прослушивании ищут определенный образ, а не способность актера действовать во внезапных обстоятельствах. Обычно важно настроиться, подготовиться, а не думать, что в процессе на тебя снизойдет озарение. Конечно, бывают разные ситуации, но надеяться на это как на системное явление я бы не стала.
Конкуренцией среди актеров ощущается на кастинге, случаются ли конфликты или напряженная обстановка, как иногда показывают в фильмах?
Конечно, конкуренция среди похожих типажей существует. Особенно это заметно на первом прослушивании. Например, ты сидишь в очереди, повторяешь текст, придумываешь какие-то ходы, думаешь какие средства использовать, поднимаешь глаза и видишь в этой же очереди внешне похожих на тебя людей. Ты понимаешь, что вы пробуетесь на одну и ту же роль. При этом я никогда не сталкивалась с неадекватными действиями на кастингах. Даже не могу себе представить, как можно попытаться вывести из равновесия человека, сидя в очереди на прослушивании (улыбается). Всегда рабочая обстановка, все заняты своим делом: подготовкой текста или репетицией его.
Как относишься к неудаче после прохождения кастинга?
Как я говорила выше, сейчас к отрицательном результату после прослушивания отношусь проще, потому что не всегда считаю это неудачей. В любом случае – это опыт! К сожалению, актер не всегда может узнать причину, по которой не прошел. Сделал ли что-то плохо, не попал в образ или выбрал не ту линию поведения персонажа. Никто не оправдывается перед тобой из серии: «Вы очень хороший человек, но мы вас не берем в роль, потому что…» Просто выходишь, отрабатываешь свою часть и слышишь слова: «Спасибо, мы вам перезвоним». Если перезванивают, то значит все хорошо (улыбается). К каждому кастингу я отношусь как к опыту и стараюсь отработать так, чтобы по итогу остаться с чистой совестью.
Можешь рассказать историю о самом запоминающемся кастинге?
Однажды я записывала пробы для сериального продакшена, где одна компания выпускает несколько сериалов в год. Для того, чтобы попасть к ним базу нужно пройти этап, где ты один на один с оператором. Он записывает несколько видео полуимпровизаций, задавая изначальные условия. В процессе накидывает примеры ситуаций на эту тему. Например, просит поскандалить с ним, рассказать смешной случай или поплакать. Вот однажды я приехала записывать такие пробы. Я как пунктуальный человек приехала заранее, а в итоге пришлось ждать 2 часа. При этом понимала, что опаздываю на другие пробы. Была очень зла, что меня заставляют ждать. Вот оператор, который записывал эти пробы попросил поскандалить… Я начала на него так орать, что он реально почувствовал себя виноватым и извинялся передо мной минут пять. Это было достаточно весело, выплеснулся весь негатив, который накопила в комнате ожидания.
Есть ли какие-то суеверия перед кастингом? Берут ли актеры счастливые талисманы, чтобы получить заветную роль?
Суеверий, касающихся непосредственно кастинга я не знаю. Среди актеров есть много суеверий из серии, если уронил сценарий, то нужно на него сесть. Ни о чем подобном при прохождении прослушивания не слышала. Не буду оригинальна, но считаю, что лучший талисман – хорошая подготовка.
Слышала о таком термине как «самопробы», но не понимаю, что это такое. Расскажи, пожалуйста об этом.
Самопробы стали мейнстримом. Самопробы – это видеопробы, где актер самостоятельно записывает отрывок по заданию агента. Частенько их записываю в последнее время. Не знаю, почему это стало так популярно. Наверное, чтобы не тратить деньги на студию, оператора и оплату рабочего времени других членов команды. На кастинге с личным присутствием ты можешь ошибиться, можешь забыть текст и мгновенно испортить впечатление. На самопробах дома, можно записывать до тех пор, пока тебе не понравится. Я обычно записываю 4-5 вариантов, смотрю все и выбираю лучший. На мой взгляд, это очень удобно. Видео отправляются кастинг-директору или второму режиссеру, которые после просмотра согласовывают претендента на роль с режиссером и приглашают на личные пробы.
С какими сложностями можно столкнуться при записи самопроб?
Главная сложность – это отсутствие живого коннекта. Например, недавно записывала пробы, где по тексту не было понятно героиня сплетница, хамка или стерва. В каждом случает текст, который мне нужно записать, можно обыграть абсолютно по-разному. При этом ничего мне не указывало, какой из этих вариантов должен быть. У хорошего кастинг-директора можно спросить, что здесь предполагает режиссер и получить однозначный ответ. К сожалению, так бывает редко. Обычно у тебя есть просто текст. В этом случае актер может либо записать несколько вариантов, либо попробовать угадать.
В заключение беседы хочу задать острый вопрос. Есть что-то, что раздражает на кастингах?
Да, есть момент. Опять же это вопросы о характере героя. Например, на вопрос «Эта девушка такая или такая», я не хочу получить ответ «А вы как думаете?». Я не думаю, это не моя работа! Всегда спрашиваю, какой хотят видеть героиню. Иногда начинают рассказывать, что хотят посмотреть, как чувствует актер и прочее… Это очень странно, потому что режиссер должен поставить задачу как мне чувствовать! Такие моменты очень сбивают с мысли.
Очень помогает в работе, когда нормальные адекватные режиссеры говорят: «Она — хамло! Будь развязной хамкой» или «Она сплетница, нагнись над ушком, посмотри заинтересованно…» К сожалению, задачу не всегда так просто получить.