30.11.2019 13:33

Барабанщица из советского прошлого на сцене ЦАТРА

Военные театры появились в нашей стране еще до Великой Отечественной войны. Во время войны театральные коллективы выступали с концертными программами на фронтах, и их роль в поднятии боевого духа на передовой трудно переоценить. Сегодня эта связь с Вооруженными Силами имеет свое продолжение. Театры выезжают со спектаклями и концертами в войска и на флоты России. С 2007 года Театр Российской Армии собирает под своей крышей военные театры из разных уголков России и проводит фестиваль «Звёздная маска». Своей целью организаторы видят укрепление творческих связей между военными театрами страны и создание благоприятной среды для развития, профессионального роста актеров и режиссеров. В программу фестиваля включены спектакли и их обсуждения после просмотра, актерские клубы театров-участников, показы эскизов спектаклей молодых авторов в рамках мастерской молодой драматургии и режиссуры, а также мастер-класс главного режиссера Театра Российской армии Бориса Морозова.

Фестиваль открылся премьерой спектакля “Барабанщица” в постановке Бориса Морозова по пьесе Афанасия Салынского, рассказывающей о подвиге советской подпольщицы во время войны.

Этот спектакль уже шел в театре с большим успехом и был показан более 700 раз. Зрители старшего поколения помнят Людмилу Касаткину, Нину Сазонову как исполнительниц главной роли. Эта глубоко советская пьеса, вполне актуальная для 70-х годов прошлого века, совершенно несовременна. И это не потому, что показана неправда. Все это было. И комсомольский билет мог быть для подпольщицы роднее, чем письмо от близких, и «наши» советские песни пела тихонечко, для себя, для души. Но это далеко не вся правда о войне. А полуправда бывает хуже лжи. Сейчас наши знания о военном времени стали значительно шире, появилось множество документальных источников информации в открытом доступе, благодаря чему мы можем увидеть более целостную картину, как это было на самом деле. Поэтому пьеса смотрится очень однобоко.

Действие происходит в маленьком городке, который только что освободили от немцев. Оккупация – это страшное время, когда фашисты расстреливали, угоняли, сажали людей в лагеря, отнимали продовольствие. И вдруг сразу после ухода немцев откуда-то появляются вполне себе чистенькие, красиво одетые граждане. Их упитанный розовощекий вид совершенно не стыкуется с военной реальностью. Только одна Зоя по-настоящему из того военного времени, в грязном комбинезоне, измотанная от усталости, работающая в 3 смены на заводе. Из этих вроде бы мелочей, незначительных деталей складывается лубочная картинка, которая дает очень поверхностный неглубокий взгляд. В спектакле не хватает ощущения военного времени, его жестокости, беды, которая постучалась в каждый дом. Тема подвига нашего народа в Великой Отечественной Войне имеет огромную ценность. И здесь крайне важны подлинность и бережность, с которой необходимо эти темы раскрывать.

Это прекрасно, что для защитников Родины есть свой театр, который готов приехать к ребятам, туда, где они служат, дать им пищу для чувств, для ума, для повышения внутренней культуры. Только грустно, что для этого выбран очень странный путь через попытку воскресить ушедшую вместе с советским строем идеологию.

Спектакль будет интересен тем, кто скучает по советскому времени, идеологическому искусству, которое делило все на черное и белое, «советское» и «антисоветское».

SSR_6510-EditSSR_6515SSR_6579SSR_6617SSR_6681SSR_6747SSR_6757SSR_6802SSR_6879SSR_6899SSR_7015SSR_7042SSR_7060SSR_7095SSR_7122SSR_7125SSR_7126SSR_7166SSR_7188SSR_7230SSR_7238SSR_7252SSR_7260SSR_7273

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: ЦАТРА.

Другие публикации