15.12.2019 02:43

Война и мир в сопровождении хора им. Свешникова

Спектакль поставлен мощно и с размахом. В постановке занято около 70 человек. Также силу и масштабность в течение 4 часов поддерживает живое участие Государственного академического хора имени Свешникова под управлением Евгения Волкова. В исполнении хора со сцены звучат народные композиции и православные духовные песнопения. Солисты хора выступают полноценными участниками спектакля, и в какой-то момент возникает ощущение, что в спектакле поют все. Дух времени передают тщательно продуманные одеяния героев: ритуальные маски и костюмы членов масонской ложи, офицерские мундиры, бальные платья, простая крестьянская одежда. 423 костюма разработала и создала художник Ирэна Белоусова.

Почти полное отсутствие декораций на сцене, короткие диалоги, интересная игра света позволяют сконцентрировать внимание на главных словах и образах. В памяти остаются яркие как вспышки картинки: вот раздетого, волнующегося Пьера принимают в члены масонской ложи, вот в родах умирает Лиза, жена князя Андрея, и ее душа, подобно ангелу, исчезает в потоке света, вот Наташа Ростова, вся сотканная из радости, счастья и молодости, вот Пьер на войне, вот обозы с беженцами, раненными солдатами тянутся бесконечной вереницей, вот Пьер, измученный тяготами войны, разочарованный в своем кумире императоре Наполеоне, в плену с Платоном Каратаевым.

Руководитель театра Юрий Грымов выступил не только в роли режиссера спектакля, но также в роли художника-постановщика, и в очередной раз проявил себя как талантливый сценограф. Он — мастер производить впечатление и создавать яркие зрительные образы. Но роман — слишком крупная форма, чтобы разложить ее на картинки, на клипы. Генеральная линия, которая четко прослеживалась в первом акте, превратилась в тоненькую тропиночку во втором, а в третьем она постепенно затерялась среди очень длинных и явно затянутых сцен военной хроники и молитвенных песнопений. Так же оставили очень тяжелое впечатление излишне натуралистичные и даже жестокие сцены в госпитале.

Эпизод у огромной иконы Богоматери видимо должен быть наполнен символическим смыслом и подразумевает такую же огромную веру. Но мне не хватило настоящих, трогающих душу, чувств людей, обращающихся с молитвой к Богородице перед своим последним смертельным боем.

Юрий Грымов выбрал центральной фигурой Пьера Безухова, который проходит путь от западника и франкмасона до русского патриота. По-моему, это является сильным упрощением. Трансформация Пьера Безухова в романе Толстого гораздо глубже. Герой переживает не просто смену взглядов. Происходит вызревание личности, что позволяет ему вовсе не создавать себе кумиров. А главное, что пройдя все испытания, сначала роскошью и цинизмом высшего света, изменой жены, а затем испытание войной, он не растерял своей внутренней чистоты, не изменил себе, своим принципам, остался честным и добрым человеком.

Тем не менее, право на собственное прочтение романа и расстановка акцентов безусловно принадлежит режиссеру. На пресс-конференции перед спектаклем Юрий Грымов назвал главной в спектакле тему патриотизма и «особого» русского пути.

Война и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий ГрымовВойна и мир, реж.Юрий Грымов

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: театр Модерн.

Другие публикации