22.12.2019 12:43

Хармс в Эрмитаже. Третье пришествие

Каким-то удивительным образом карьера Михаила Левитина связана с именем самого загадочного русского писателя начала двадцатого века Даниила Хармса.

Впервые молодой режиссер обратился к творчеству Хармса в 1982 году, поставив нашумевший спектакль “Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов”. До Левитина Хармса в театре не ставили. В годы советской власти опальный писатель был признан идеологически вредным, его произведения не издавались, разве что в детских журналах и сборниках можно было изредка увидеть его фамилию. И вдруг фонтан радости, веселых розыгрышей и невероятных историй на сцене! Перед началом спектакля нарочно объявлялось, что “это спектакль исключительно для легкомысленных людей, а люди серьезные могут прямо сейчас покинуть зал!”

Второе обращение к Хармсу произошло через 18 лет в спектакле “Белая овца”. В интервью историку театра Ирине Озёрной режиссер так говорит о побудительных мотивах:”Когда я первого “Хармса” ставил, я был значительно моложе и счастливее. И поставил спектакль о счастье. А за 18 лет во мне появилось много боли. И я поставил спектакль о боли.”

Нынешняя премьера позволит увидеть трагическую фигуру Хармса глазами любящей женщины — второй жены художника, которая и в преклонном возрасте не растеряла ни любви к мужу, ни ненависти к режиму, его убившему. В воспоминаниях Марии Малич, записанных Владимиром Глоцером в 1996 году Хармс поворачивается к нам своей непубличной, интимной стороной. Спектакль так и построен – в виде объединения отдельных эпизодов воспоминаний, разделенных порой несколькими годами. Из этих эпизодов, как из мозаики складывается образ противоречивый и глубоко трагический. Вот Даня (Станислав Сухарев) – почтительный сын, не смевший сесть в присутствии отца, но не из робости, а от безмерного уважения! Вот он — душа веселой компании, и упивающийся, и тяготящийся — мешают писать — своим положением. Пылкий возлюбленный, читающий стихи своей Фефюленьке, заботливый муж, и падкий на женщин ловелас, экстравагантный чудак, красящий печку в розовый цвет ночью и охотящийся на крыс в комнате, где крыс нет. Все это Хармс. В то же время увлеченный мистик и глубоко верующий человек, неординарный писатель, безумно страдающий от несоразмерности своего таланта той затхлой атмосфере, в которой ему приходится существовать.


Предчувствуя свою судьбу, он боялся ареста, боялся до дрожи.

Ряд случаев, из воспоминаний Марины, которую блестяще сыграла Ольга Левитина, иначе как мистикой не объяснить. В самое беспощадное время, когда чёрные воронки ежедневно забирали людей, чекисты вызывают Хармса в Большой дом, чтобы посмотреть, как тот делает свои фокусы с шариками! Эмоционально очень сильный и один из ключевых моментов в спектакле.

Что касается эмоций, то зрителей ждёт весь спектр, от смеха до слез, и здесь не обойтись без восхищения игрой актеров. Всех без исключения! Станислав Сухарев, Ольга Левитина, Екатерина Тенета великолепны! Борис Романов — украшение любого спектакля!

Диана Шульмина в роли юной Фефюленьки отлично вписалась в коллектив более именитых коллег. Мария Глянц, Анна Богдан, Константин Тумилович, Василий Корсунов, Сергей Бесхлебнов — та самая свита, которая играет короля и делает это мастерски, а кроме того у каждого есть свой небольшой”сольный” номер.

Все спектакли о Хармсе Левитин поставил в сотрудничестве с самыми известными художниками-сценографами, каждый из которых стал легендой в театральном мире. Борис Мессерер, Давид Боровский и, наконец, Сергей Бархин. Пространство спектакля отличается строгостью и лаконичностью, воспроизводя ленинградскую коммуналку, но есть изюминка — окна-порталы, в которые помещены макеты питерских соборов, отчего создается впечатление, что город заглядывает в комнату и изумляется в ней происходящему!


Меня нет дома, реж. Михаил ЛевитинМеня нет дома, реж. Михаил ЛевитинМеня нет дома, реж. Михаил ЛевитинМеня нет дома, реж. Михаил ЛевитинМеня нет дома, реж. Михаил ЛевитинМеня нет дома, реж. Михаил ЛевитинМеня нет дома, реж. Михаил ЛевитинМеня нет дома, реж. Михаил ЛевитинМеня нет дома, реж. Михаил ЛевитинМеня нет дома, реж. Михаил ЛевитинМеня нет дома, реж. Михаил ЛевитинМеня нет дома, реж. Михаил ЛевитинМеня нет дома, реж. Михаил ЛевитинМеня нет дома, реж. Михаил ЛевитинМеня нет дома, реж. Михаил ЛевитинМеня нет дома, реж. Михаил ЛевитинМеня нет дома, реж. Михаил ЛевитинМеня нет дома, реж. Михаил ЛевитинМеня нет дома, реж. Михаил Левитин

Текст и фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Театр Эрмитаж.

Другие публикации