«История их знакомства значения не имеет. Да и сами они значения не имеют. Они прямо-таки образчик того, что не имеет значения».
Эльфрида Елинек
Что же имеет значение? Только цель. Простая, материальная и очень желанная цель Бригитты, девушки с фабрики нижнего белья, – избавиться от окружающего убожества и безысходности собственной жизни. Единственный план, который у нее есть – это удачно выйти замуж за материально-перспективного юношу Хайнца. Она сражается за свое «счастье», не останавливаясь ни перед чем.
Стиль Елинек – это гротеск, жесткий вызов обществу потребления, где расцветает ханжество, старательно прикрываемое патриархальными ценностями. Молодой режиссер Роман Лыков перенес этот вызов на театральные подмостки, сменив жесткий посыл автора на более мягкое ироничное звучание.
Сцена так же аскетична, как мир Бригитты: швейная машинка, унитаз, который она драит в доме своего будущего мужа, чтобы его родители осознали, какая она хорошая хозяйка, и барная стойка – трансформер, при необходимости выступающая в роли двери, кровати, обеденного стола. Все прочие детали, не имеющие отношения к ее цели, просто удалены. Люди, которым нет места в ее будущем, например, сотрудницы с фабрики, говорят свои реплики и торопливо скрываются за кулисами.
Быть замужем, родить ребенка – вот высшее достижение, триумф. И этими достижениями обладает сестра Хайнца, что поднимает ее в глазах Бригитты очень высоко. Она появляется на сцене, держа на руках своего малыша — символ семейного благополучия и счастья. И в тот момент, когда она делает следующий шаг, ей под ноги подставляют прозрачный табурет. Возникает полное ощущение, что она движется по воздуху, не идет, а парит над землей. Вот оно каким будет, счастливое будущее Бригитты, ее заветная мечта!
В течение всего спектакля персонажи пересказывают сюжет, говоря о себе и своей истории в третьем лице, подобно маленьким детям, в арсенале которых еще нет понятия «Я». Это выдает в них некий инфантилизм. Круг их интересов ограничивается тем, как устроить свою жизнь более комфортно. В этом они видят и успех, и процветание. Примитивные цели, примитивное восприятие жизни, ни шагу за грань. Главная героиня в конце повторяет как мантру: «Удачных дней становится всё больше». Это должно быть смешно, но почему-то смеяться не хочется. О чём этот спектакль? О том, что мир этих людей бесконечно неинтересен, скучен и пуст, как немудреный эгоизм животного уровня бытия? О том, как устроиться в жизни получше, чтобы потом всю жизнь убеждать себя, что ты счастлив? В каких-то моментах мы действительно можем узнать себя и ужаснуться, на что мы размениваем свою жизнь. Насмешливая высокомерная позиция только усугубляет ощущение общей деградации. Остаются разочарование, грусть и желание дистанцироваться от всего этого.
Рубрика: Культура. Метка: ЦДР на Беговой.