16.01.2020 00:27

Трамвай иллюзий на языке жестов

Это спектакль в исполнении неслышащих актеров, выпускников Российской государственной специализированной академии искусств мастерской Игоря Михайловича Вострова. РГСАИ — единственный инклюзивный ВУЗ, где молодые одарённые люди с особенностями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата получают высшее творческое образование. Свой спектакль они представили в рамках проекта «ЦДР. Старт», зарекомендовавшего себя как площадка для профессионального становления выпускников театральных вузов. Эта постановка стала настоящим сюрпризом для зрителей, настолько глубоко, открыто и чувственно показан внутренний мир главной героини Бланш Дюбуа.

Белые деревья — так переводится её имя, и в нем слышится нечто романтическое, возвышенное. И так же романтичен ее внутренний мир, построенный на иллюзиях. Она абсолютно лишена практицизма, так необходимого для обычной жизни, просто для выживания. Ее жизнь была подобна мечте, в которой было все: любовь, счастье, роскошь. Но вот случается беда, её любимый человек, самый лучший на свете, поэт, сочинявший для нее стихи, погибает, и сказка мгновенно рушится. Незаметно растаяло ее состояние, и вот уже обедневшая аристократка вынуждена просить крова в семье сестры. Она попадает совершенно в иную обстановку, грубый, жесткий реальный мир, лишенный роскоши, достатка и уюта которыми была наполнена её жизнь.

Иллюзия счастья растаяла, жизнь трещит по швам. И что делает наша героиня? Она цепляется за любые остатки своей иллюзии, за всё что напоминает ей о любви, о прошлой прекрасной жизни. Вот ее жизненная позиция: «Я не признаю реализма. Я – за магию».

На сцене ее мир представлен бастионом пустых бутылок из под виски и бумажным китайским фонариком – последним символом надежды на счастье. Как будто можно накинуть его на лампочку и произойдет магическое превращение. Бланш вдыхает запах китайского фонарика, как аромат несбыточной мечты.

Из всей пьесы взято буквально несколько фраз, которые повторяются, то сжимаясь, то растягиваясь, подобно тому, как это происходит в больном сознании Бланш. Это очень трагическая история, наполненная болью главной героини. Она не прощает себя, не прощает других, она защищается и манипулирует другими, пытаясь вызвать в окружающих жалость или доброту, а когда манипуляции перестают действовать, то прибегает к последнему убежищу – виски. Последний магический бастион из бутылок, выстроенных вокруг неё, как символ единственной оставшейся защиты, оказывается таким ненадежным, таким хрупким. Бутылки неприятно звенят от удара друг от друга, падают, их круг становится уже. Бумажный фонарик постепенно поднимается все выше, становясь более недосягаемым.  В конце концов реальный мир выдавливает ее совсем как чужеродный элемент, как человека, неспособного к выживанию.

Для неслышащих актеров язык жестов означает гораздо больше чем для обычных людей. Здесь этот язык настолько ярок и красноречив, что с его помощью оживают, перетекают друг в друга, сплетаются чувства и эмоции главной героини. Язык жестов превращается в пластический этюд, в котором проявляются то черты современного танца, то восточные мотивы.

Неслышащие актеры в спектакле разговаривают. В их устах обычный язык звучит жестко, иногда механистично, но это нисколько не мешает восприятию, а напротив усиливает трагичность образа Бланш Дюбуа. Постепенно речь актеров превращается в беззвучный крик боли, крик о помощи, который никто не слышит.  Его невозможно услышать ушами, потому что он обращен прямо в сердце зрителей и благодаря искреннему исполнению достигает своей цели. Создателям спектакля удалось превратить физическую особенность актеров в их силу, и очень точно передать боль, страдание, страх, все чувства человека, отторгаемого жестокой средой.

SSR_9021SSR_9139SSR_9163SSR_9170SSR_9214SSR_9235SSR_9250SSR_9259SSR_9301SSR_9340SSR_9358SSR_9414SSR_9505SSR_9566

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: премьера, ЦДР на Беговой.

Другие публикации