19.03.2020 11:24

Нонна Гришаева наконец получила роль Людмилы Гурченко!

В спектакле-байопике о выдающемся, неординарном человеке своего времени, очень сложно избежать упреков в претенциозности, фальшивом звучании. Это подобно тому, как смотреть современные фильмы о войне, когда, просто говоря, не веришь актёрам.

У любого режиссёра, если он собирается ставить спектакль или снимать кино о легендарной Людмиле Гурченко, обязательно станет вопрос ребром о выборе актрисы. Выбор актрисы будет основополагающим фактором успеха, бикфордовым шнуром, который либо взорвёт и принесёт успех постановке, либо сделает её проходным творением. С какой стороны вообще можно подступиться к такому феномену, как Людмила Гурченко? Можно скопировать её манеру двигаться, говорить, внешний облик, особенности речи, но надо признаться честно, что актрис способных изобразить вселенную Гурченко – единицы, если не сказать, что таких почти нет. Как сыграть, не переигрывая, не пережимая, не утрируя и эксплуатируя растиражированный образ кинематографической дивы, не превращая его в ходячий трафарет или плоскую копию? Многие актрисы хотели бы примерить на себя образ Людмилы Марковны, но не многим будет дано сделать это идеально, фантастически идеально. С абсолютным магическим перевоплощением, погружением внутрь. Людмила Гурченко ведь не просто выходила на сцену или появлялась в кадре. Она сразу тотально завладевала всем вашим вниманием. Мощная притягательность её личности мало кому оставляла шансов остаться равнодушным. Пересмотрите «Пять вечеров» – какая эмоциональная наполненность, как она там играет! Лицом, глазами, всем своим существом, жесты, глаза, голос.

Нонна Гришаева та самая штучная актриса, которой под силу подобная эксклюзивная задача.

В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева – настоящий атомный взрыв на сцене! Она может петь и танцевать, и рассказывать о себе, смеяться и плакать так, что не возникает ни малейшего неловкого момента, ни одной паузы или неправильно взятой ноты. В какие-то мгновения перевоплощение становится 100%! Невозможно понять, как это делает Нонна, какими приёмами пользуется, чтобы настолько полно и достоверно слиться с образом другого человека, но перед нами, живая, яркая, прекрасная Людмила Марковна Гурченко! Великая актриса с умопомрачительной харизмой!

«Люся. Признание в любви» – не абсолютный спектакль-комплимент, не прямая линия жизни с фейерверками и автограф-сессиями, а рассказ о суровой школе жизни, о становлении как актрисы, о детстве в оккупированном Харькове, родном доме и любимом городе, о близких людях, об удачах и поражениях, о том, как она падала, вставала, шла напролом с отцовский установкой: «Моя ж ты дочурка, мой сухарёк, глаза распрастри ширей, весело влыбайсь и дуй своё!» Спектакль позволяет увидеть её разную – усталую или фееричную, сводящую с ума, комичную, обворожительную, необыкновенную… Как искала любовь, как ошибалась, обжигалась, как переносила одиночество и долгие паузы забвения, как воспитывала дочку и общалась с поклонниками, когда расцветала диковинным цветком, а когда напоминала колючий саксаул в выжженной пустыне. И весь этот радужный спектр эмоций блистательно выдавала Нонна Гришаева! «Хочешь — драму, заплачить, хочешь — комедию. Танцуить, поеть, на аккордиончике и на пианини играить».

Спектакль поставлен по воспоминаниям Людмилы Марковны «Моё взрослое детство» и «Аплодисменты», которые показали её очевидное литературное дарование. Очень правильно, что основой послужили именно личные воспоминания, полу-дневниковые записи, где Людмила Гурченко без прикрас, откровенно рассказывает о себе, раскрывая себя как человека, а не как глянцевую обложку «Советского экрана». Сцены выстроены в почти хронологическом порядке, повествование ведётся от лица самой Нонны Гришаевой, которая в интервалах между действиями признается в любви к великой Люсе Гурченко. Кстати, обратил внимание на актрису и пригласил её в спектакль Сергей Михайлович Сенин, последняя любовь Людмилы Марковны Гурченко. Гришаева долго мечтала об этой роли, считала её своим предназначением. Она могла бы также блистательно сыграть Людмилу Марковну уже давно, в нашумевшем, но не ставшем сенсацией сериале, в который её по каким-то причинам тогда не утвердили.

Вторым главным героем в спектакле является её обожаемый отец Марк Гаврилович Гурченко. Великолепная и очень тёплая работа актёра Михаила Васькова. Маленькую Люсю и её дочку Машу сыграла замечательная юная актриса с очень сильным вокалом – Катя Гонтаренко. Она солистка в детском музыкальном ансамбле «Домисолька».

Художник-постановщик Максим Обрезков, задействовав игру плоскости с объёмом, видео-эффекты и постоянную смену костюмов (многие из которых являются своеобразными фетишами, как например, черное платье с белой пушистой муфтой из “Карнавальной ночи”), смог уместить на сцене и довоенный Харьков, и гримерку актрисы, и даже светящуюся лестницу-каскад, которую, наверное, можно считать тем самым Олимпом, местом обитания богов, и на который, девочка из Харькова, Люся Гурченко, сумела взойти.

Людмила Марковна Гурченко пришла в этот мир, чтобы светить.
Звезда её таланта и сейчас горит также ярко, как при жизни.

«Люся. Признание в любви» – спектакль, который пусть на короткие 2 часа, но вернёт нам любимую актрису.

Режиссёр – Александр Нестеров.

Текст и фото: Наталья Анисимова

Рубрика: Культура. Метки: премьера, театр Вахтангова.

Другие публикации