13 апреля 2020 года
Фотопроект «Город на память». 564. Волгоградский проспект и Микояновский мясокомбинат
За жилыми кварталами Волгоградский проспект ныряет в брутальную промышленную зону. К концу XVIII века на городской окраине, на землях Рогожской слободы, стали селиться мясники и создавать предприятия по убою и разделке мясного скота. В самом начале 1930-х годов на базе Московских городских боен развернулось строительство Первого московского колбасного завода (Мясокомбината имени Микояна).
Первые упоминания о мясницких бойнях относятся к 1798 году, а век спустя городской голова Николай Алексеев решил упорядочить производство мяса и построил у деревни Дубровка городские скотобойни с холодильными машинами, водопроводом от артезианского колодца и канализацией на собственные поля орошения. Московские городские бойни открылись в 1888 году.
Смотрите старые карты. Издание Суворина. 1912 год: http://retromap.ru/0719121_55.727641,37.696409
Смотрите старые фотографии: Городские бойни. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/2405 Запечатлённая в правой части снимка дорога – это будущий Волгоградский проспект.
Смотрите старые фотографии: Городские бойни, вид на северо-запад. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/61711
Смотрите старые фотографии: Выставка племенного скота на Московских городских бойнях. 1910 год: https://pastvu.com/p/527790
Хотя в рацион большинства горожан входят колбаса, сосиски, бефстроганов, шашлык или другие продукты и блюда из мяса, мало кто задумывается, как это всё производится. Действительно, процесс забоя животных не вызовет у гурманов эстетического удовольствия, тем удивительнее, что в 1913 году прямо на территории городских боен открылись библиотека, театр с лекционным залом на 300 мест, синематограф, единственный в России музей по мясоведению с коллекцией художественных муляжей. А в ресторане можно было насладиться свежайшими мясными блюдами.
За время существования мясоперерабатывающего комплекса его планировка менялась, дореволюционные краснокирпичные корпуса утратили свои первоначальные функции ещё в советские годы, здание Мясной биржи стало Домом культуры, современный сайдинг прячет неоготические фасады первого в Москве промышленного холодильника, въездные ворота поменяли местоположение.
Пилоны дореволюционных ворот были украшены большими скульптурами животных, в 1930-е годы на воротах мясокомбината установили чугунных быков, перевезённых из усадьбы Влахернское-Кузьминки. Они и сейчас находятся на мясокомбинате, только внутри, за нынешней главной проходной.
Здесь находились парадные ворота Городских боен
Смотрите старые фотографии: Утраченные парадные ворота Городских боен со стороны Мясной улицы (нынешней улицы Талалихина). 1907 год: https://pastvu.com/p/18658
В Сибирском проезде сохранились фрагменты стены и ещё одних ворот
Улица Талалихина, 33с1 – бойни для крупного рогатого скота в 1936 году были перестроены в учебный корпус Химико-технологического института мясной промышленности. Позднее образовательное учреждение поменяло название на Московский технологический институт молочной и мясной промышленности, сейчас здесь располагается Московский государственный институт пищевых производств.
Улица Талалихина, 31 – соседнее здание занимает Московский государственный университет технологий и управления. Дореволюционное строение реконструировано в советское время, а в обозримом прошлом его объём увеличился чуть ли не вдвое за счёт уродливой надстройки. Вероятно, можно поверить авторам викимапии, утверждающим, что надстройка является объектом самовольного строительства.
Улица Талалихина, 37 – дореволюционное строение
Смотрите старые фотографии: Общий вид боен со стороны Сибирского проезда. 1913 год: https://pastvu.com/p/103709 Краснокирпичный квартал сохранился в надстроенном виде.
Сибирский проезд, 2с1
Сибирский проезд, 2с2
Сибирский проезд, 2с4
Улица Талалихина, 31с2
Сибирский проезд, 2с29, 2с30
Смотрите старые фотографии: Кровяной и альбуминный завод при бойнях. 1913 год: https://pastvu.com/p/103706 В здании альбуминного завода разместился теплоцех (котельная) Московского мясокомбината имени Микояна.
В 1973 году рядом с котельной был разбит сквер и установлен мемориал в память о 473 работниках мясокомбината, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. В ряды РККА были призваны 1500 сотрудников, а в июле 1941 года был сформирован Таганский истребительный батальон, в который добровольцами вступили рабочие мясокомбината, 1-го ГПЗ, стекольного завода и других предприятий района. За несколько месяцев военного обучения из гражданских людей было создано боеспособное подразделение резерва Красной армии. В октябре ополченцы вели бои с немецко-фашистскими захватчиками на подступах к столице, а после битвы под Москвой продолжали воевать в составе 155-й Московской стрелковой дивизии, дошедшей до австрийских Альп.
Производство не могло останавливаться и ушедших в армию мужчин заменили женщины, подростки, пенсионеры. На комбинате было освоено производство пищевых концентратов для солдат и медицинских препаратов на основе эндокринного сырья, получаемого при убое скота. Здесь и на Ленинградском мясокомбинате впервые в стране стали вырабатывать пенициллин.
Ещё один въезд в боенский городок
Смотрите старые фотографии: Въезд в «боенский городок» со стороны Сибирского проезда. 1913 год: https://pastvu.com/p/103705
Сибирский проезд, 4 – Сибирский скотопромышленный банк (1909, архитектор Г.Остапович). Считается, что Сибирский проезд получил название по расположенному здесь этому финансовому учреждению.
Сибирский проезд, 2с5 – Мясная биржа при Московских городских бойнях (1886-1888, архитектор А.Обер), позднее – Дом культуры Мясокомбината имени Микояна с театрально-концертным залом на 300 зрительских мест.
Знак «НИВЕЛЛИРОВКА ГОР.МОСКВЫ 1901 г. 26». В геодезии под нивелировкой подразумевают определение высоты точки относительно уровня моря или другой выбранной точки. Изучив рельеф местности, строители получают информацию об оптимальном выборе места под котлован, места вывода сточных вод и т.д.
Михайловский проезд, 1с1, 1с3, 1с17 – холодильник городской бойни, построенный в неоготическом стиле в 1911-1915 годах, в советское время был перепрофилирован в Хладокомбинат № 10. Здесь открылось производство мороженого, а в холодильных камерах хранились мясные туши. Исторический облик здания искажён в ходе реконструкции в 2017 году, фасад закрыт панелями. Сохранившееся строение 1914 года служило проходной Хладокомбината № 10.
Смотрите старые фотографии: Городской холодильник на оптовом мясном рынке при Московских Городских бойнях. 1915 год: https://pastvu.com/p/663369
Здесь были загоны для скота
Смотрите старые фотографии: Загоны для крупного рогатого скота, торговая площадка, вид с крыши холодильника. 1913 год: https://pastvu.com/p/33607
Смотрите старые фотографии: Загоны для скота. 1913 год: https://pastvu.com/p/103707
Смотрите старые фотографии: Михайловский проезд, 3. 1984 год: https://pastvu.com/p/73555 Соляной склад Городских боен (конец XIX века), Московский механико-технологический техникум мясной и холодильной промышленности.
Михайловский проезд, 3с13 – здание конторы, магазинов и кладовых Городских боен (1903), Управление Московского мясокомбината имени Микояна.
На момент постройки Алексеевские скотобойни считались лучшими в Европе, но технологии не стоят на месте и в 1930 году советское правительство командировало специалистов «Союзмяса» за океан для ознакомления с опытом мясопереработки и организации колбасного производства в городе Чикаго. Годом спустя в Москве было начато строительство первых корпусов предприятия, получившего название «Первый московский колбасный завод».
Смотрите старые фотографии: Нулевой цикл строительства Первого московского колбасного завода. 1931-1932 гг.: https://pastvu.com/p/555514
Смотрите старые фотографии: Строительство Первого московского колбасного завода. 1931-1932 гг.: https://pastvu.com/p/555515
Смотрите старые фотографии: Ворота мясокомбината в Михайловском проезде. 1953 год: https://pastvu.com/p/103519
31 декабря 1933 заработали все девять цехов Московского мясокомбината, которому присвоили имя Анастаса Микояна, советского государственного деятеля, занимавшего в разные годы посты наркома снабжения, пищевой промышленности, внутренней и внешней торговли. В то время технологами комбината были разработаны десятки марок колбас, таких как «Докторская», «Любительская», «Чайная», «Брауншвейгская». На основании микояновских разработок создавались ГОСТы на колбасные изделия, деликатесы, консервы и полуфабрикаты.
Улица Талалихина, 41 – корпуса Микояновского мясокомбината
Главная проходная (1981), за дверями которой прячутся чугунные быки из усадьбы Кузьминки.
Производственный корпус (1933)
Смотрите старые фотографии: Мясокомбинат имени Микояна. 1937 год: https://pastvu.com/p/106781
Смотрите старые фотографии: Мясокомбинат имени Микояна. 1947 год: https://pastvu.com/p/27084
Во времена Городских боен коровы, быки, свиньи и бараны следовали на заклание по дороге, которая до сих пор носит название Скотопрогонная улица. Но с вводом в эксплуатацию Московской Окружной железной дороги животных стали привозить на поездах – от МОЖД было проложено ответвление к бойням и построена станция Бойня-Товарная.
Товарная станция Бойня
Смотрите старые фотографии: Железнодорожные платформы на Московских городских бойнях. 1915 год: https://pastvu.com/p/663456
Стрелочный пост и контора товарной станции Бойня
Неиспользуемая ветка в сторону бывшего завода «Динамо» имени Кирова
По соседству с мясокомбинатом располагаются красивые кирпичные корпуса Общества костеобжигательных заводов и выделки из кости других продуктов, созданного в 1874 году. Позднее предприятие стало называться «Клейтук» и производило натриевое жидкое стекло, казеиновый клей, растворимый силикат натрия, полиэтиленовые трубы. За ним с 1928 года размещался Московский мыловаренный завод («Новый мыловар» треста ТЭЖЭ). Каждый третий кусок хозяйственного мыла в СССР был произведён на Московском мыловаренном заводе. Продукцию изготавливали из отходов мясокомбината, периодически распространяя зловоние по всей округе. Сейчас бывшие цеха переделаны под бизнес-центры «Контакт» и «Капитал».
Ждановская плодоовощная контора «Мосплодовощ» была основана в 1946 году и представляла собой в основном земляные обвалованные хранилища с естественным наружным охлаждением для хранения картофеля и овощей. Сейчас на территории распределительного центра ГУП «Таганское» реализуется в среднем за год 150 000 тонн продовольственных товаров, в том числе 6 000 тонн плодоовощной продукции.
Волгоградский проспект, 21 – производственное здание (1955), торговый комплекс
Помимо Микояновского мясокомбината в промышленную зону входили десятки предприятий – фабрики, заводы, автокомбинаты, складские комплексы. Для снабжения их электроэнергией в 1930 году была введена в эксплуатацию Первая ТЭЦ МОГЭС (теплоэлектроцентраль Московского объединения государственных электрических станций).
Смотрите старые фотографии: Градирни ТЭЦ на Волгоградском проспекте. 1990 год: https://pastvu.com/p/97599
Работа ТЭЦ заключается в выработке пара и преобразовании его энергии в электрическую. Используемая электростанцией вода движется по замкнутому контуру и нагревается, а для её охлаждения служат гигантские конусообразные полые башни с эффектом вытяжной трубы – градирни. Разбрызгиваемая оросителями вода остывает в воздушном потоке и падает в водосборный бассейн, а часть воды в виде пара уходит в атмосферу через сопло градирни.
До революции на месте теплоцентрали базировался ассенизационный обоз – специальные герметичные бочки для вывоза из города фекальных отходов. Пока Москва не была полностью обеспечена системой канализации, нечистоты собирали и вывозили на окраину рабочие-золотари. Поля для утилизации отходов человеческой жизнедеятельности располагались чуть дальше – на Сукином болоте.
Смотрите старые фотографии: Спасский ассенизационный парк. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/73599
Современный вид на это место. Административное здание (1959)
Возле Остаповского путепровода расположен вход на станцию Московского метрополитена «Волгоградский проспект», открывшуюся 31 декабря 1966 года в составе участка «Таганская» — «Ждановская». Станция мелкого заложения сооружена по типовому проекту из сборных конструкций по проекту архитекторов В.Поликарповой и А.Маровой.
Путевые стены выложены белой глазурованной керамической плиткой и украшены металлическими панно на тему боевой и трудовой славы Волгограда – бои за Царицын во время Гражданской войны, Сталинградская битва 1942-1943 годов, мирный труд и отдых советских людей. Автор панно — Э.Ладыгин.
Прибытие поезда на станцию «Волгоградский проспект»
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве, редевелопмент, Волгоградский проспект, Микоян.