17 апреля 2020 года
Фотопроект «Город на память». 566. Волгоградский проспект, АЗЛК и Технополис «Москва»
Путешествие по Волгоградскому проспекту в пространстве и во времени продолжается. В 1971 году Автозавод имени Ленинского комсомола освоил новую территорию в Текстильщиках, причём проект предусматривал развитие производства на несколько десятилетий вперёд. Сразу были введены в эксплуатацию корпуса главного конвейера, прессового цеха, цеха покраски, цеха испытаний, отдела сбыта, а в будущем планировалось наладить собственное производство двигателей. Но времена изменились, АЗЛК не выдержал испытания рыночной экономикой, оказался банкротом и на его площадках сейчас расположились сборочные цеха французской компании «Рено» и Технополис «Москва».
Попрощавшись с исторической территорией автозавода, Волгоградский проспект проходит над путями Московской Окружной железной дороги, известной с 2016 года как Московское центральное кольцо, и трассой автомобильного Третьего транспортного кольца. С Угрешского путепровода видны индустриальные окрестности – база материально-технического обеспечения ГУП «Мосгортранс», куда в Москву привозят новые автобусы и трамваи, территория ВНИИ химических средств защиты растений, разработавшего «Фумитокс» и другие полезные средства против насекомых, Угрешские очистные сооружения, мазутохранилище, склады.
Остаповский проезд, 4 – станция технического обслуживания автомобилей (2018)
Волгоградский проспект, 36 – станция биологической очистки сточных вод городских боен (1893-1901, архитектор М.Геппенер). При расширении Волгоградского проспекта домик был передвинут.
Смотрите старые фотографии: Станция биологической очистки сточных вод городских боен. 1913 год: https://pastvu.com/p/17499
Волгоградский проспект, 47Бс1 – сторожевой дом Московской Окружной железной дороги (1908, архитектор А.Померанцев)
Масштабы новой территории АЗЛК открывались взорам пассажиров метро на перегоне «Волгоградский проспект» – «Текстильщики», так как почти весь участок между этими станциями проложен на поверхности, а не под землёй. Считается, что метростроевцы учитывали разные факторы: во-первых, скорость строительства и смету работ, во-вторых, сложный рельеф местности с уклоном в сторону Текстильщиков, плывунами старинного Сукина болота и коллектором реки Нищенки и, в-третьих, действительно эффектную индустриальную панораму советского автопрома. Впрочем, в эксплуатации подобные наземные участки сложнее, чем подземные.
Смотрите старые фотографии: Наземный участок метро и АЗЛК. 1977 год: https://pastvu.com/p/855881
Смотрите старые фотографии: Нулевой цикл строительства автозавода имени Ленинского комсомола. 1960-1965 гг.: https://pastvu.com/p/928419
Смотрите старые фотографии: Панорама автозавода имени Ленинского комсомола. 1970 год: https://pastvu.com/p/928418
Про советский автопром сложно говорить объективно: действительно, по многим характеристикам отечественные автомобили уступали зарубежным — за мировыми тенденциями советские конструкторы и дизайнеры не успевали, но это наша история, наша автоклассика — «Победы», «Волги», «Жигули», «Москвичи», за миллионами этих автомобилей — труд наших соотечественников.
Рассказывает Виктор Ермаков, ветеран автозавода, бывший начальник экспериментального цеха АЗЛК: «Когда-то на этом месте была громадная мусорная свалка, мы всю эту свалку вывезли далеко за пределы Москвы и построили красивый и современный завод. Не только строители трудились, но и заводчане активно помогали. АЗЛК сформировал вокруг себя городскую инфраструктуру, построив дворец спорта, стадион, дворец культуры, поликлинику, общежития, а жилья было столько построено, что завод обеспечил квартирами всех, кто встал на очередь в 1989 году. На АЗЛК работали семейные династии: деды, отцы, сыновья, дочери. Сейчас есть тенденция ругать всё, что было создано в Советском Союзе, в том числе и нашего «Москвича». Но ведь в своё время «Москвич» был народным автомобилем и все владельцы знали, что он может проехать по плохим дорогам и не подведёт. Интересный факт: в год 60-летия советской власти корреспонденты газеты «Известия» на шести автомобилях «Москвич» объехали все республики СССР, чтобы сделать репортажи о том, как живут наши друзья и соседи. Этот круиз длился несколько месяцев и наши машины преодолели около 20 000 километров без единого отказа. На международных ралли иномарки ломались на трассе, а «Москвич» пусть потихоньку, но добирался до финиша».
Говорят, что в качестве трёхмиллионного экземпляра фигурировали три разных автомобиля: один сломался прямо в цехе, другой попал в аварию во время торжественного автопробега по городу, а третий занял почётное место в автомобильном музее.
Смотрите старые фотографии: Трёхмиллионный автомобиль «Москвич». 1980 год: https://pastvu.com/p/38771
Смотрите старые фотографии: В цеху АЗЛК. 1979 год: https://pastvu.com/p/359749
Смотрите старые фотографии: В цеху АЗЛК. 1989 год: https://pastvu.com/p/513829
Экспериментальный проект внедорожника «Москвич-415С» 1973 года
Ещё во времена МЗМА заводчане наладили выпуск детских игрушек, в том числе педальных автомобилей, напоминающих внешне «Москвич-403», но на самом деле прототипом стала итальянская модель «Giordani». В начале 1970-х годов произошёл рестайлинг любимой детской игрушки: шасси и возвратно-поступательный механизм остались прежними, но дизайн стал напоминать «Москвич-408/412».
В 1960-х годах у «Москвича» появился принципиально новый дизайн, впрочем, это был отголосок американской автомобильной моды. Но с появлением «Москвича-408» и «Москвича-412» дизайнерская мысль словно замерла на четверть века, АЗЛК потерял своё лицо и даже неизбалованный советский потребитель отдавал предпочтение продукции Волжского автозавода. Можно ли было спасти «Москвич»? Существуют разные мнения. Возможно, имело смысл озаботиться не количеством, а качеством, но тут многое зависело от смежников, поставлявших комплектующие. Моторный цех так и не был достроен, что снижало конкурентоспособность завода. Во многом роковую роль сыграл распад СССР и замена системы плановой экономики на рыночную на фоне экономического кризиса. Итог известен – в 2002 году конвейер АЗЛК остановился навсегда, вскоре началась распродажа оборудования в Китай, Индию, Турцию, а в 2010 году ОАО «Москвич» было ликвидировано.
В 1998 году компанией «Рено» и Правительством Москвы было образовано акционерное общество «Автофрамос», призванное вдохнуть жизнь в автомобильное производство на Волгоградке. К тому времени моторный корпус АЗЛК ещё не был достроен, но уже на 75% укомплектован отечественным и зарубежным оборудованием, которое испытывалось на изготовлении комплектующих для мелких серий. Изначально в его цехах планировалось выпускать 240 000 двигателей в год, но в новых реалиях корпус площадью 120 000 квадратных метров оказался перепрофилирован под отвёрточную сборку автомобилей Renault Duster, Nissan Terrano, Renault Kaptur, Renault Arkana.
Довоенные цеха на старой территории обречены на снос, а состояние корпусов 1971 года позволяет их использование под производственные нужды после некоторого ремонта. Корпус главного конвейера и соседние здания превратились в современный индустриальный кластер под названием Технополис «Москва» — флагманский проект Правительства Москвы по созданию инфраструктуры для развития высоких технологий. В городе уже открыты 33 подобных технопарка, как правило, они базируются в исторически сложившихся промзонах на площадях нерентабельных или выведенных из Москвы заводов и фабрик. Для того, чтобы получить в аренду производственную площадку, стать резидентом технопарка, компания должна разрабатывать или выпускать действительно инновационную и нужную городу продукцию. А сфера применения может быть самой разной — медицина, транспорт, металлообработка, производство одежды и обуви.
Часовня Сергия Радонежского на территории Автомобильного завода имени Ленинского комсомола построена в 1998 году на частные средства в честь возрождения завода и приписана к Троице-Сергиевой лавре.
Макет комплекса зданий Технополиса «Москва»
Генеральный директор Технополиса «Москва» Игорь Ищенко: «Когда нас позвали реанимировать завод, да, с новым прочтением, новыми задачами, мы с удовольствием согласились. И я могу вам доложить, что завод живёт, это место вновь стало домом для тысяч людей, новой флагманской индустриальной площадкой. Это место для людей, создающих новую индустрию, меняющих лицо города. Приоритет — инвесторам, которые занимаются новыми разработками и их внедрением вплоть до серийного производства».
Навигация внутри цехов
Каждый из резидентов Технополиса базируется на индивидуальной закрытой площадке
Среди резидентов особой экономической зоны Технополис «Москва»: Нанотехнологический центр композитов, который осуществляет полный цикл разработки и производства изделий из полимерных композиционных материалов для различных отраслей промышленности…
…компания «Ортомода» выпускает обувь для инвалидов, людей с поражением опорно-двигательного аппарата…
…предприятие «НоваМедика Иннотех» — это так называемый R&D-центр, здесь разрабатываются и производятся пилотные партии новых лекарственных препаратов…
…ООО «Коптер Экспресс Технологии» разрабатывает и производит автономные дроны и программное обеспечение для них.
В Технополисе «Москва» также размещаются фонды Политехнического музея, в котором собрано всё разнообразие идей, изобретений, удивительных открытий, на протяжении нескольких веков менявших мир. Наталья Сергиевская, заместитель генерального директора по развитию Политехнического музея: «Когда в 2013 году Политехнический музей уходил на реконструкцию исторического здания, администрация и часть коллекции переехала на ВДНХ, но все фонды там разместиться не могли. Тогда было заключено соглашение с Технополисом «Москва» о размещении коллекции, научного архива, реставрационных мастерских и музейной библиотеки, насчитывающей два с половиной миллиона изданий. Ни один современный музей не может себе позволить устроить склад в историческом здании в центре города, поэтому значительная часть коллекция останется здесь и после нашего возвращения на Новую площадь. Мы расширяем нашу деятельность по изучению истории индустриального периода в СССР и передача архива АЗЛК — это событие символическое. Автозаводцы здесь собирали машины, а мы собираем историю».
Политехнический музей выставляет в открытой экспозиции лишь небольшую часть коллекции, а всё остальное хранится в ящиках на паллетах. Каждый предмет знает своё место, здесь всё пронумеровано, есть общая база, с помощью которой можно быстро найти нужный экспонат.
Волгоградский проспект, 42 – корпус дирекции Автомобильного завода имени Ленинского Комсомола (1981)
Волгоградский проспект, 42к2 – в футуристической «летающей тарелке» (1980, архитектор Юрий Регентов, художник Владимир Вядро) изначально размещался заводской музей: фотографии и документы об истории АЗЛК, о лучших людях предприятия и, конечно, образцы продукции — легковые автомобили от первых КИМ до концептуальных проектов. Раритетные малолитражки заняли место в экспозиции музея «Московский транспорт» на Рогожском Валу, а в опустевшей «тарелке» сначала открылся автосалон, а с 2016 года размещается постоянная выставка металлического хенд-мейда.
Смотрите старые фотографии: АЗЛК. Административное здание и музей. 1980 год.: https://pastvu.com/p/3491
Смотрите старые фотографии: Музей АЗЛК. 1980 год: https://pastvu.com/p/6240
Смотрите старые фотографии: В музее АЗЛК. 1983 год: https://pastvu.com/p/291293
Андрей Синельников, генеральный директор компании «Музей восстания машин»: «На выставке представлено 140 экспонатов, все фигуры неповторимы и размещены в тематических залах с оригинальным световым и звуковым оформлением. Некоторые фигуры оснащены гидравликой и могут двигаться. Все они выполнены в стиле, который называют Art-recycle, то есть мы даём вторую жизнь автомобилям и мотоциклам, перерабатываем их детали в арт-объекты. Отсюда и пошло название «Музей восстания машин» — не в смысле «бунт», а от слова «возрождение».
Автомобильная тема продолжается на нечётной стороне Волгоградского проспекта, где территорию закрывшегося завода «Спецэлектрод» занимает автосалон «Авилон», официальный дилер Volkswagen, BMW, Mini, Rolls-Royce, Bentley, Ferrari.
Волгоградский проспект, 41к1 и 41к2 – Maserati Авилон, Jaguar Авилон, Land Rover Авилон, Hyundai Авилон
Волгоградский проспект, 43к1 – дилерские центры MINI Авилон, Ferrari Авилон (1998)
Волгоградский проспект, 43к3 – бизнес-центр «Авилон Плаза» (2008), самое необычное здание комплекса. Его особенностью является самый высокий в Москве 19-этажный атриум. Остеклённый фасад, выходящий на Волгоградский проспект, спроектирован в виде обратной перспективы с поэтажным смещением в глубину здания. В фокусе композиции расположены просторные помещения цилиндрической формы с панорамным остеклением.
Волгоградский проспект, 43к2 – дилерский центр Mercedes Авилон (2003). В едином круглом объёме здания расположены три зоны: многоуровневый демонстрационный зал, зона сервиса и офисно-складские помещения. На верхние этажи автомобили попадают на остеклённом лифте.
Старт ралли ретроавтомобилей Mercedes-Benz Classic Day
Волгоградский проспект, 45с1 – Московское аэрогеодезическое предприятие (1987). Его преемник АО «Роскартография» выполняет все виды топографо-геодезических работ от сбора информации на местности до создания современных геоинформационных систем.
Смотрите старые фотографии: Волгоградский проспект, 47. Учебно-производственный комбинат Мосавтотранс, готовивший водителей и автослесарей. 1998 год: https://pastvu.com/p/445651 Здание было построено в 1984 году, а после реконструкции стало бизнес-центром с филиалами нескольких технических университетов.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москвич, город на память, прогулки по Москве, Технополис Москва.