21 июля 2020 года
Фотопроект «Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка
Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы. Обычно это были достаточно скромные деревянные или каменные дома и лишь на въезде в Москву уже при императрице Екатерине II, в 1776-1780 годах, был возведён роскошный ансамбль с главным зданием, башнями, крепостными стенами и служебными корпусами. Архитектурный шедевр построили «в трёх верстах от Москвы» на пустоши села Петровское, принадлежащего Высокопетровскому монастырю, отсюда и появилось название дворца.
В 1938 году возле стадиона открылась станция метро «Динамо» Горьковско-Замоскворецкой линии Московского метрополитена (архитекторы Яков Лихтенберг и Юрий Ревковский). Южный и Северный наземные вестибюли спроектировал Дмитрий Чечулин, это два зеркально отражённых прямоугольных строения в античном стиле, которые окаймлены колоннадой круглых коринфских колонн и украшены лепниной на тему спорта. Каждый вестибюль имеет выходы с трёх сторон, чтобы справляться с большим пассажиропотоком в дни спортивных соревнований.
Проект станции «Динамо» на выставке в Музее архитектуры
Смотрите старые фотографии: Станция метро «Динамо». 1946 год: https://pastvu.com/p/461118
Смотрите старые фотографии: Станционный зал. 1938-1939 гг.: https://pastvu.com/p/865131
В оформлении станционного зала использованы 60 фарфоровых медальонов, созданных на Ленинградском фарфоровом заводе по образцам скульптора Елены Янсон-Манизер. На медальонах изображены атлеты 21 спортивной дисциплины: метание диска, теннис, штанга, скалолазание, конькобежный спорт, бокс, хоккей с шайбой, лыжный спорт, ручной мяч, художественная гимнастика, спортивная гимнастика (бревно), футбол, горные лыжи, толкание ядра, метание копья, мужское фигурное катание, женское фигурное катание, спортивная гимнастика (конь), спортивная гимнастика (брусья), гиревой спорт.
Правда или нет, но считается, что в 1940 году физики Г.Флёров и К.Петржак выбрали станцию метро «Динамо» в качестве места проведения наблюдений за распадом урана, так как большая глубина могла защитить от внешних помех. В результате экспериментов, проводимых на станции в ночное время, физиками было открыто спонтанное деление ядер урана.
Оформление наземных вестибюлей станции метро «Динамо»
Павильон после реставрации
Смотрите старые фотографии: Трудовая аллея. 1965-1966 гг.: https://pastvu.com/p/196870 Трудовая аллея ведёт вдоль Ленинградского проспекта к Путевому дворцу.
Ленинградский проспект, 40 – Петровский путевой дворец (1776-1780, архитектор Матвей Казаков), Дом приёмов Правительства Москвы
Смотрите старые фотографии: Петровский дворец. 1840-1842 гг.: https://pastvu.com/p/542878
Смотрите старые фотографии: Петровский дворец. 1920-1940 гг.: https://pastvu.com/p/6680
Матвей Казаков в проекте Петровского путевого дворца объединил мотивы древнерусской (кувшинообразные колонны, фронтоны), готической (стрельчатые арки и окна) и восточной архитектуры. Тема победы в Русско-турецкой войне и завоевания Крыма нашла отражение в башенках-минаретах, над которыми возвышалось огромное купольное главное здание. Возможность посетить дворец представилась Екатерине лишь в 1787 году да и впредь царствующие особы бывали здесь нечасто, но персонал всегда был готов к визиту особо важных персон.
Во время оккупации Москвы французской армией город был подожжён и Наполеон со своим штабом и гвардией был вынужден по пылающим улицам ретироваться на окраину, в Петровский путевой дворец. «Отселе, в думу погружен, глядел на грозный пламень он…»
В 1896 году здесь проходили коронационные торжества последнего российского самодержца Николая II. Во время массовых народных гуляний при раздаче царских гостинцев случилась давка, повлёкшая гибель сотен людей. «Ходынка» стала предвестником цепочки кровавых событий, приведших к смене власти. Большевики национализировали Петровский путевой дворец и с 1923 года бывшая царская резиденция стала вотчиной советских авиаторов, здесь разместилась Академия Воздушного Флота имени Н.Е.Жуковского.
В 1997 году Военно-воздушная академия имени Жуковского покинула Петровский замок, который перешёл под юрисдикцию городских властей. Итогом десятилетних реставрационных работ стало открытие в 2009 году Дома приёмов правительства Москвы, гостиницы и ресторана. Оставшиеся после лётчиков хозяйственные постройки были снесены, но появились новые в эстетике исторических зданий.
Во дворце воссозданы интерьеры конца XIX века — лепные украшения с портретами героев и государственных мужей, светильники, зеркала и, конечно же, роспись купола в технике гризайль — живописи, имитирующей объёмное изображение. Функциональное назначение комплекса не предусматривало скрупулёзной музейной реставрации, поэтому здесь нет ощущения старины, есть имитация старины, выполненная с применением современных материалов и технологий.
Смотрите старые фотографии: Интерьер одного из залов Петровского путевого дворца. 1896 год: https://pastvu.com/p/223132
Смотрите старые фотографии: Петровский дворец. 1996-1998 гг.: https://pastvu.com/p/54585
Смотрите старые фотографии: Вид от Петровского дворца на Ходынское поле. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/238071
Вид от Петровского дворца на Ходынское поле
Петербургское шоссе отделило Петровский парк от Ходынского поля, колыбели российской авиации. На первенство в освоении воздушного пространства в Российской империи претендовали две столицы – Санкт-Петербург и Москва. В окрестностях города на Неве в 1909 году был совершён демонстрационный полёт на аэроплане и было принято решение о строительстве военного аэродрома в Гатчине, в мае следующего года основные работы по устройству аэродрома были завершены. Москва задержалась на несколько месяцев – решение было принято в июне, а официальное открытие лётного поля на Ходынке состоялось 3 октября 1910 года.
Дальнейшая история Гатчины и Ходынки оказалась похожей: на самых первых в России аэродромах несколько десятилетий пилоты оттачивали мастерство, испытывали новые модели самолётов, а затем земля пригодилась для жилищного строительства. В Гатчине застройка началась в конце семидесятых, а с Ходынки последний самолёт взлетел в 2003 году.
Ходынское поле когда-то было пахотной землёй во владении Дмитрия Донского, затем здесь проходили народные гуляния по случаю государственных торжеств, в военных лагерях солдаты обучались прицельной стрельбе, купцы показывали свои товары на крупной промышленной выставке, а в 1910 году сюда пришли авиаторы – Общество воздухоплавания начало обустройство лётного поля и строительство ангаров для аэропланов.
Смотрите старые фотографии: Офицеры-кавалеристы перед парадом на Ходынском поле. 1896 год: https://pastvu.com/p/227391
Смотрите старые фотографии: Народные гуляния на Ходынке и театральные здания, построенные к коронации Николая II по проекту архитектора Владимира Николя. 1896 год: https://pastvu.com/p/4341
Смотрите старые фотографии: Район Ходынского поля на немецкой аэрофотосъёмке. 1941 год: https://pastvu.com/p/6095
Смотрите старые фотографии: Эскадрильи аэропланов перед воздушным парадом. 1923 год: https://pastvu.com/p/942320
Российских воздухоплавателей поначалу поддерживали энтузиасты и меценаты, но после революции развитие авиации стало приоритетным государственным делом. В 1920 году Приказом Реввоенсовета на Ходынке был создан научно-опытный аэродром Главвоздухфлота республики, в ноябре 1931 года открылось первое в СССР здание аэровокзала, на окраине аэродрома возвели корпуса конструкторских бюро Сухого, Микояна-Гуревича, Ильюшина, Яковлева и цеха их авиационных заводов.
В разные годы с Ходынки взлетали такие асы, как Пётр Нестеров, Сергей Уточкин, Валерий Чкалов. С Центрального аэродрома имени М.В.Фрунзе лётчики-испытатели поднимали в воздух новые образцы самолётов, зачастую рискуя жизнью. Около ста пилотов в разные годы погибло на Ходынском поле и только в память о Валерии Чкалове в советское время был установлен мемориальный камень. 15 декабря 1938 года при заходе на посадку экспериментального истребителя И-180 его двигатель остановился. Как было отмечено в акте комиссии по расследованию причин аварии, Чкалов «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами». Пилот получил травмы, от которых скончался спустя два часа в Боткинской больнице.
С тех пор минули десятилетия и существование действующего аэродрома посреди столицы было признано нецелесообразным, что, в принципе, правильно. Другой вопрос — как с пользой для горожан распорядиться огромной освободившейся территорией? Думается, что территорию аэродрома можно было бы использовать в качестве авиапарка с сотнями экспонатов в музее авиации, аттракционами, парашютными вышками, деловым центром, в котором действующие КБ могли представлять свои новинки. Увы, строительные компании получили разрешение городских властей на застройку исторического места коммерческой недвижимостью, а в наши дни и авиационные предприятия выводятся в другие города.
Ленинградский проспект, 37Ак3 – Гидрометеорологическая служба (1915) основана во время Первой Мировой войны для наблюдения метеорологической обстановки в районах применения воздухоплавательных средств и с тех пор размещается на Ходынском поле. В 1960 году в здании также базировался первый отряд космонавтов.
Ленинградский проспект, 37к10 — башня управления полётами, старейшее сохранившееся здание Ходынского аэродрома построено в 1920-х годах, позднее в нём размещался штаб дальних перелетов, а в шестидесятые — вертолётная станция для полётов в аэропорты Москвы.
Смотрите старые фотографии: Башня управления полётами и дирижабль LZ-127 Graf Zeppelin. 1930 год: https://pastvu.com/p/288823
Ленинградский проспект, 37с11 — производственное строение (1931), мемориальная табличка сообщает, что «в этом здании 2-й авиационной дивизии особого назначения в годы Великой Отечественной войны и по 1960 год располагался отдел особо важных полётов».
Ленинградский проспект, 37Ас46 – производственное строение 1931 года
Памятный знак о посещении Лениным ходынских лагерей РККА и парадов красноармейцев
Об авиационном прошлом Ходынки напоминает диспетчерская башня на крыше спортивного комплекса ЦСКА
Порезаны на металлолом экспонаты так и не открывшегося на Ходынке авиационного музея
Угол Ленинградского проспекта и 1-го Боткинского проезда в 1957-1958 годах был плотно застроен типовыми многоквартирными домами, а в конце XIX века вокруг простирались пустыри и это место показалось властям удачным для размещения VI Всероссийской промышленной выставки. Самые большие здания и Царский павильон располагались на землях, на которых позднее оборудуют стадион Юных пионеров, а в наши дни вырастут этажи жилого комплекса «Царская площадь».
На месте нынешних пятиэтажек, детских площадок и гаражей в 1882 году выстроили городок отдельных павильонов в различных архитектурных стилях для демонстрации технических новшеств, изделий кустарного промысла и потребительских товаров частных производителей. Здесь были представлены все известные бренды – от сталелитейщиков и оружейников до парфюмеров и пивоваров. Экспозиция была открыта с мая по сентябрь, за 131 день работы выставки её посетили свыше миллиона москвичей и гостей столицы. По завершении выставки павильоны были демонтированы.
Смотрите старые фотографии: Вид на павильон экспертов и машинный павильон со стороны Петербургского шоссе. 1882 год: https://pastvu.com/p/8865
Смотрите старые фотографии: Главный павильон. 1882 год: https://pastvu.com/p/37301
Смотрите старые фотографии: Экспозиция водоснабжения. 1882 год: https://pastvu.com/p/8864
Смотрите старые фотографии: Павильон Сименс и Гальске с миниатюрной электрической железной дорогой. 1882 год: https://pastvu.com/p/30633
Смотрите старые фотографии: Павильон Руссо-Балтийского вагонного завода. 1882 год: https://pastvu.com/p/38563
Смотрите старые фотографии: Стенд Императорского фарфорового завода. 1882 год: https://pastvu.com/p/30636
Смотрите старые фотографии: Стенд Шаболовского и Хамовнического пивоваренных заводов. 1882 год: https://pastvu.com/p/30635
Ходынская водокачка с артезианской скважиной (1871) давала городу 180 тысяч вёдер ежедневно, но качество воды было низким и после ввода в эксплуатацию Москворецкого водопровода её упразднили. Архитектор готического промышленного сооружения остался неизвестен. Почти весь ансамбль был снесён в 1930-е годы, сохранилось лишь одно здание.
Смотрите старые фотографии: Ходынская водокачка. 1890-1900 гг.: https://pastvu.com/p/7166
Территорию Всероссийской промышленной выставки стали осваивать фабриканты, в частности, здесь разместились цеха авиационного завода «Дукс», известного при советской власти как Московский авиазавод № 1 имени Авиахима и авиазавод «Знамя труда».
Смотрите старые фотографии: Московский авиационный завод «Дукс». Сборочный цех. 1918-1920 гг.: https://pastvu.com/p/1029746
Смотрите старые фотографии: Сборочный цех авиазавода «Знамя труда». 1968-1969 гг.: https://pastvu.com/p/498437
1-й Боткинский проезд, 7с1 – заводская фабрика-кухня (1927–1928, архитектор А.Мешков)
Ленинградский проспект, 35с2 – комплекс апартаментов «Искра-Парк» построен в 2019 году на бывшей заводской территории
Ленинградский проспект, 33А – экспериментальный жилой дом (1964-1967, архитектор Леонид Карлик) построен для сотрудников авиазавода и по планировке напоминает общежитие с длинными коридорами и просторными холлами.
Смотрите старые фотографии: Экспериментальный дом на Ленинградском проспекте. 1965-1972 гг.: https://pastvu.com/p/97152
Рабочие могли не только любоваться из окон своей квартиры панорамой родного завода, но и пройти на территорию прямо из подъезда – с производственной стороны с жилым домом состыкованы цеха. Малосемейным сотрудникам предоставлялись «однушки» в центральной части здания, а по краям спроектированы многокомнатные квартиры. За панорамными окнами первого этажа совершался официальный ритуал бракосочетания во Дворце бракосочетания № 2.
Смотрите старые фотографии: Из окон экспериментального дома открывается панорама прямой, как взлётная полоса, асфальтовой Ленинградки. 1979-1980 гг.: https://pastvu.com/p/74772
Смотрите старые фотографии: Асфальтируют Ленинградское шоссе. 1931 год: https://pastvu.com/p/7021
Ленинградский проспект, 37к6 — Центральный городской аэровокзал (1965, архитекторы Д.Бурдин, Ю.Рабаев и другие)
Городской аэровокзал разгрузил аэропорты Внуково, Шереметьево, Домодедово, Быково. Пассажиры оформляли билеты, проходили все необходимые предполётные формальности на Ленинградском проспекте и садились в автобус, который доставлял их прямо к трапу авиалайнеров. Уже несколько лет здание не использовалось по назначению, превратившись в торговую площадку.
Смотрите старые фотографии: Центральный аэровокзал. 1981-1984 гг.: https://pastvu.com/p/103880
Смотрите старые фотографии: Интерьеры аэровокзала. 1965-1970 гг.: https://pastvu.com/p/64022
Здание Московского городского аэровокзала снесено в 2017 году. Сейчас на его месте возводится жилой комплекс «Прайм Парк».
Последний фрагмент бетонки
Смотрите старые фотографии: Палатки рядового состава при тренировочной парадной площадке. 1977 год: https://pastvu.com/p/87342
Воинские лагеря стояли на Ходынке ещё в царское время, а в советское накануне воинских парадов на Красной площади парадные расчёты отрабатывали слаженность манёвров.
В наши дни Ходынка стала сугубо мирной территорией с благоустроенным парком посреди жилых новостроек, Сергиевской церковью, спортивными объектами и новой станцией метрополитена.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве, Петровский путевой дворец, Ходынское поле, метро Динамо.